Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
В начале войны гитлеровцы настолько были уверены в скором падении Мурман ска, что заблаговременно отпечатали пригласительные билеты для своих высокопо ставленных офицеров на банкет в ресторан «Арктика». Но Мурманск выстоял. Почти все жители Мурманска, способные носить оружие, обучались военному делу и были готовы в любой момент выступить на защиту родного города. На фронт ушло 600 работников Мурманского порта. В народное ополчение записалось 250 портовиков, из которых было создано специальное подразделение. Командиром был назначен работник порта Лаврук, а комиссаром — заместитель начальника политотдела МГМП Рябинин. В середине лета, когда усилилось наступление немцев на Мурманск, в городе прошла трудовая мобилизация. Около 4000 человек переправились через Коль ский залив на западный берег для сооружения оборонительных рубежей. В первые месяцы войны из Мурманска перевели в другие бассейны 1068 различных специа листов, не считая малоквалифицированных работников. Из порта вывезли 14 гру зоподъемных кранов и различное другое оборудование, в том числе 44 автомаши ны. Работники, оставшиеся в порту, буквально осаждали мобилизационные пунк ты и военные комиссариаты, настойчиво требуя призвать их в действующую армию. Среди желающих немедленно отправиться на передовую линию фронта было не мало девушек. Ушли на фронт лучшие бригадиры грузчиков: Мялкин, Кочегаров, Кузякин, Банников, Гаврилкин, работники управления порта: Кузнецов, Иванов, Мокеев, Пономаренко, Рябухин, Кривенький и многие другие. Из 700 человек, ос тавшихся на работе в порту, многие были негодны к строевой службе. На их долю выпало бесперебойно отправлять фронту воинские грузы, охранять порт, нести службу в подразделениях ПВО и пожарной охраны. Было немало дней, когда все без исключения работники порта выходили на погрузку судов. Люди по несколько суток подряд не уходили с причалов, там же спали и питались вместе с воинскими частями. В первые же месяцы войны работа Мурманского порта достигла небыва лого объема: за полтора месяца было погружено и отправлено большое количе ство транспортных судов. Интенсивные воинские перевозки показали, что ни расположение, ни пропуск ная способность причалов Мурманского порта не отвечают возросшим потребно стям. Поэтому возникла необходимость расширить, реконструировать несколько старых причалов и выстроить новые. Строительные работы пришлось развернуть главным образом на западном берегу Кольского залива, на мысе Мишуково. За короткий срок были расширены и капитально отремонтированы причалы Лавна-1, к которым были поставлены понтоны и устроен специальный настил. Севернее мыса Мишукова в июле был выстроен новый, так называемый хлебный причал, а в августе — причалы Лавна-2. В сентябре рядом с хлебным причалом выстроили плавучий санитарный и пять стационарных санитарных причалов, приспособлен ных к приему раненых с разнотипных судов. В октябре 1941 года было завершено строительство небольшого нефтяного причала в районе между Угольной базой рыб ного порта и причалом № 15 Мурманского порта. Новый нефтяной причал был выстроен также в Пала-губе и сухогрузный — в губе Кислой. Строительные рабо ты в таком значительном объеме оперативно выполнены коллективом строитель но-ремонтной конторы Мурманского порта под руководством начальника конто ры В. Ф. Кузнецова и главного инженера В. В. Басаргина. В конце лета 1941 года все острее стал ощущаться недостаток рабочих рук на мурманских предприятиях морского флота. Пришлось резко сократить штаты ад министративно- управленческого аппарата. В порту сократили лоцманскую служ 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz