Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
ба четко и быстро согласовывала все принципиальные вопросы с военным комен дантом порта и с железнодорожной станцией. Общее партийное собрание порта подробно обсудило создавшееся положение. Одна мысль руководила всеми — в кратчайший срок помочь осуществить переброску войск к границе и тем самым не дать возможности коварному и сильному врагу двинуться на Кольский полуост ров. Груженые пароходы немедленно отводили от причалов, чтобы дать место дру гим. Из Кольского залива одно за другим выходили суда. Темпы работы на прича лах были одинаково высокими и днем и ночью. Первым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на побережье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения и вместе с другими судами продолжал перевозку ре зервов, пока к Титовке не подошли войска противника. Последним рейсом 30 июня «Енисей» вывез из Титовки раненых. Налеты немецкой авиации на Мурманский порт показали, что для укрытия людей недостаточно вырытых в первые дни войны примитивных щелей. Коллек тив работников под руководством штаба ПВО приступил к сооружению прочных долговременных оборонительных сооружений и укрытий. На территории порта и жилгородка было сооружено 122 укрытия, которые вмещали до 3700 человек. Патриотический порыв широких масс возглавили партийные организации. С 23 по 26 июня 1941 года во всех парторганизациях прошли собрания, на которых обсуждались задачи коммунистов в связи с началом Великой Отечественной вой ны. Коммунисты единодушно заявили, что считают себя мобилизованными. Для усиления политической работы решили создать на местах агитучастки. Такие уча стки были организованы в Мурманском и Архангельском портах, в Цуморстрое и на Мурманском судоремонтном заводе. 29 июня 1941 года Центральный Комитет партии и Совет Народных Комисса ров СССР обратились с директивой к партийным, советским, профсоюзным и ком сомольским организациям страны, в которой разъясняли, что цель немецко-фаши- стского нападения — уничтожить советский строй, захватить советские земли, по работить народы Советского Союза, ограбить нашу страну, захватить хлеб, нефть, восстановить власть помещиков и капиталистов, что наша страна вступила в смер тельную схватку с самым опасным врагом — немецким фашизмом, что в навязан ной нам войне с Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государ ства. о том — быть народам Советского Союза свободными или порабощенными. Обстановка, сложившаяся в Заполярье, сразу же после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз определила круг задач, которые пред стояло решать транспортному флоту. Одна из них состояла в подвозе резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для частей Красной Армии и Военно-Морского Флота, оборонявших район Мотовского залива. С ней могли справиться мелкие суда портового флота и рыболовецкие. Наиболее слож ная задача, приобретавшая временами общегосударственное значение, состояла в перевозке экспортно-импортных грузов на внешних морских коммуникациях, свя зывавших СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции. Кроме того, Северному флоту и портам предстояло регулярно перевозить важнейшие воинские и народнохозяйственные грузы между Кольским заливом и Белым морем, а также по Северному морскому пути. Эти основные задачи, а также множество других, возникавших попутно в условиях военной обстановки, требовали от моряков, пор товиков и судоремонтников Северного транспортного флота огромных усилий, вы сокой дисциплины и сознательности. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz