Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Кольского Севера. Грузооборот порта за годы второй пятилетки (1933— 1937) вы­ рос более, чем в два раза. С организацией угольных разработок на Шпицбергене трестом «Арктикуголь» Мурманский порт увеличил объем перевалки угля и полу­ чил свою топливную базу. С 1934 года через порт пошел исключительно отече­ ственный уголь — шпицбергенский, донецкий и печорский. В 1934 году грузообо­ рот порта составил более одного миллиона тонн. Порт посетило 1766 судов, в том числе 354 судна большого каботажа и заграничного плавания, 1412 судов малого каботажа и местного плавания. С приходом в порт в 1934 году нового земкаравана началось интенсивное стро­ ительство трех лесных причалов № 12— 14 (севернее второго пирса). С этих прича­ лов после окончания строительства отправлялись грузы с октября 1936 года по февраль 1939 года для Испанской Республики. Первые портальные краны появились в Мурманском торговом порту в 1934 году. Это были два крана «Кировец» грузоподъемностью 6 тонн — первенцы оте­ чественного краностроения. Численность рабочих и служащих в 1934 году — 1418 человек. Жилой фонд порта составлял — 40,7 тыс. кв. метров; половину его занимали рабочие других организаций, так как в городе не хватало жилья. В Мурманске в 1934 году проживало более 100 тыс. человек. В 1931 году портовые судоремонтные мастерские были с Дровяного переведе­ ны на правый берег Кольского залива в кирпичное здание, построенное к северу от мыса Варничный. В 1934 году уровень оборудования портовых мастерских позво­ лил преобразовать их в судоремонтный завод. В 1936 году он был передан Балтий­ скому государственному морскому пароходству. Мурманский порт приступил к оборудованию для своих нужд новых мастерских. К началу Великой Отечествен­ ной войны они уже могли обеспечивать ремонт средств механизации и частично — судов портового флота. В связи со стремительным развитием рыболовного промысла перевалка рыбы через Мурманский торговый порт составила в 1937 году 258,6 тыс. тонн. Это по­ влекло выделение рыбных причалов торгового порта (расположенных к югу от мыса Варничный) с рыболовной базой в самостоятельную единицу — Мурманский рыбный порт с подчинением его Наркомпищепрому. В 1938 году Мурманский торговый порт пополнился еще двумя портальными кранами «Кировец». Но из-за недостаточного количества портальных кранов раз­ грузка и погрузка пароходов в основном производилась судовыми стрелами. Не хватало и средств малой механизации. Из-за примитивности погрузочно-разгру- зочных работ производительность была низкой; средняя выработка рабочего в смену на перевалке грузов составляла в 1937 году 11,6 тонн, в 1938 году— 16,9 тонн. «Декавилька», ул. Воровского 1929 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz