Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Верфь деревянного судостроения. 1928 г. В декабре 1932 года в стране было создано Главное управление Северного мор­ ского пути (Главсевморпуть). Со второй пятилетки Мурманский порт стал посто­ янной базой Главсевморпути. Из Кольского залива отправлялись суда в устья ве­ ликих сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Колымы. В августе 1933 года под руко­ водством О. Ю. Шмидта из Мурманского порта уходила экспедиция на легендарном пароходе «Челюскин». В 1934 году Мурманск торжественно встречал ледорез «Ф. Литке», который вышел из Владивостока и преодолел Северный морской путь за одну навигацию. С 1933 года Мурманский порт по завозу грузов в Арктику стал одним из трех основных портов (наряду с Архангельским и Владивостокским). Освоение Аркти­ ки, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объем работы Мурманского порта, сделали его важнейшим звеном в народном хозяйстве 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz