Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
Мурманская рыболовная база в 20-х годах Население Мурманска ежегодно увеличивалось и к декабрю 1924 года достиг ло 6282 человек. Улучшились и бытовые условия, снабжение предметами первой необходимости, здравоохранение. Вместе с тем, на предприятиях города, включая порт, не хватало более 25% рабочих, так как многие старались отработать вербо вочный срок и уехать из-за неблагоустроенности жизни. В 1923 году Мурманский порт посетило 430 судов, а в 1924 году — 569. В 1925 году в порт прибыло 611 судов (из них 128 иностранных); грузооборот составил 224 тыс. тонн. Основными статьями экспорта были — зерно, рыба, а импорта — уголь, хлопок, сельскохозяйственные машины. Идет строительство причалов. В 1926 году порт имел полный первый пирс, вклю чавший причалы № 1—5, а также часть второго пирса — причалы № 6—7 и 8 (лих терная пристань). Была также так называемая железнодорожная пристань (смеж ная причалу №1). Общая длина причальных линий составляла 1165 метров. Порто вый флот имел в исправном состоянии: три портовых буксира («Дзержинский», «Строитель», «Рабочий»), портовый ледокол № 6, паровую шаланду № 20, две бар жи и один катер «Инес-Глория». В конце 1927 года на месте будущего рыбного порта (к югу от мыса Варнич ный) вступили в строй первые причалы, всецело предназначенные для перевалки рыбы. В 1928 году в порту началось строительство причалов № 9— 11 — последних причалов второго пирса. Они вступили в строй в 1932 году. В 1927 году грузообо рот порта составил 552 тыс. тонн и был в 9 раз выше, чем в первый год после осво бождения Мурманска от интервентов и белогвардейцев. В 1929 году порт приступил к постоянной перегрузке экспортного леса. Увели чились и грузопотоки угля и генеральных грузов. 4 марта 1930 года из Мурманско го порта в Гамбург была отправлена первая партия апатита. Начиная с 1932 года (в связи с вводом в строй в Хибиногорске первой очереди апатито-нефелиновой обогатительной фабрики), грузопоток апатита на экспорт резко возрастает и стал впоследствии одним из самых массовых грузопотоков. В 1932 году грузооборот порта составил 794 тыс. тонн — это значило, что за десять предшествующих лет он увеличился в 12 раз. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz