Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Вскоре министерство торговли и промышленности начало предварительные работы по сооружению в Семеновской бухте торгового порта. По замыслам проектировщиков торговый порт (рассчитанный на вывоз, глав­ ным образом, леса, хлеба, рыбы и ввоз из-за границы каменного угля, соли и обо­ рудования) должен был создаваться по этапам. Первоначально, для скорейшего На строительстве Мурманской железной дороги удовлетворения нужд военного времени, намечалось построить несколько времен­ ных деревянных причалов для разгрузки океанских пароходов и пристань для су­ дов малой осадки, в частности, лихтеров. После этого предполагалось капитально перестроить эти временные сооружения. Затем для увеличения пропускной спо­ собности порта планировалось капитальное строительство ряда новых глубоко­ водных причалов. С 19 июня по 31 июля 1915 года изыскатели производили съемочные и плано­ вые работы на территории будущего порта. Дата 19 июня (по старому стилю) 1915 года считается днем начала строительства (основания) Мурманского порта. Тогда был установлен первый репер геодезической съемки и началось сооружение вре­ менной пристани. Днем рождения Мурманского порта считают 19 августа (по ста­ рому стилю) 1915 года, когда к этой временной пристани пришвартовался пароход «Дротт», доставивший из Нью-Йорка первые грузы для строительства Мурман­ ской железной дороги. В период прекращения навигации на Белом море Мурманский порт с 24 ноября 1915 года по 23 марта 1916 года принял и разгрузил 11 судов, прибывших из Анг­ лии, Франции, США. Суда везли военные грузы. С 29 марта 1916 года скопивши­ еся в Мурманском порту грузы стали отправлять судами малого каботажа в Белое море к острову Мудьюг. Суда шли за ледоколами. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz