Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

ана, были такие капитаны и их помощники, как Н.С. Власов, К.А. Кубасов, Л.Н. Сергиевский, Н.И. Храмцов, С.В. Гудин, П.И. Корсетов, З.А. Элим- мелах, В.Н. Эбелинг, С.Ф. Бурых, механики Н.Г. Бочурко, Ф.Г. Крыжанов- ский, А.П. Максимов и многие другие. Часть северных моряков, попавших в плен после гибели советских судов, была замучена в концентрационных лагерях Германии. Велик список тех советских моряков, которые получи­ ли боевые ранения. За годы войны на Севере погибло 39 советских транспортных судов. Среди них: 10 июля 1942 года - пароход «Вишера», 1 августа 1942 года - па­ роход «Крестьянин», 24 августа 1942 года - ледокольный пароход «А. Си­ биряков», 24 августа 1942 года - пароход «Куйбышев», 13 сентября 1942 го­ да - пароход «Сталинград», 13 сентября 1942 года - пароход «Сухона», 14 октября 1942 года - пароход «Щорс», 4 ноября 1942 года - пароход «Де­ кабрист», 12 августа 1944 года - пароход «Марина Раскова». Большую помощь Мурманскому порту в годы войны оказывало коман­ дование Северного военно-морского флота, и в частности начальник ты­ ла контр-адмирал Н.П. Дубровин. Военные моряки производили подъем транспортных судов, затопленных у причалов порта. Поврежденные плав­ средства порта и грузовые механизмы ремонтировались на судоремонт­ ных базах Северного военно-морского флота. Когда порту не хватало бук­ сирных средств, военные катера и буксиры помогали перешвартовывать транспортные суда, выводили их на рейд и выполняли другие портовые работы. В моменты значительного скопления в порту судов недоставало грузчиков. В этих случаях на помощь приходило управление тыла, направ­ лявшее на грузовые операции солдат и матросов. Часто военный флот пре­ доставлял свои причалы для приема транспортных судов и для размеще­ ния грузов. Значительным успехам порта способствовала активная работа местной партийной организации и помощь Мурманского областного комитета пар­ тии. Секретарь обкома В.А. Прокофьев (в прошлом моряк) и другие работ­ ники обкома хорошо знали специфику работы порта, и это помогало им руководить партийной организацией, держать связь с коммунистами пор­ та. Когда это было необходимо, по призыву городской партийной органи­ зации сотни жителей города приходили на помощь портовикам в разгрузке океанских судов и восстановлении поврежденных причалов. Работу Мурманского, Архангельского (Молотовского) портов в пери­ од войны направляли и регулировали ЦК ВКП(б), советское правитель­ ство и ГКО. Их указаниями руководствовались в своей деятельности народ­ ный комиссар Морского флота СССР П.П. Ширшов и начальник Главного управления Северного морского пути И.Д. Папанин, который одновремен­ но был уполномоченным Государственного Комитета Обороны по Север­ ному бассейну. При постановке ответственных задач по перевозке военных и народнохозяйственных грузов, функционированию портов, их рекон­ струкции и механизации принимались меры к тому, чтобы выполнение этих задач обеспечивалось необходимыми силами, материалами и обору­ дованием. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz