Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Глава 1. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОРТА Начало строительства Мурманского порта. Справа —административный пароход «Мурман» П редложения создать порт на Мурмане и провести к нему железную до­ рогу подавались царскому правительству с 80-х годов XIX века. Однако толчком к сооружению порта в Кольском заливе послужила начавшаяся в 1914 году мировая война. Россия, не подготовленная к войне, остро нуж­ далась в вооружении и боеприпасах. Их должны были закупить на боль­ шие суммы в США, Англии, Франции, Швеции и других странах. Доступ к балтийским портам России закрыли немцы, а к черноморским - турки. Владивосток находится слишком далеко от театра военных действий. Ар­ хангельский порт - самый удобный для связи с союзниками - функциони­ ровал лишь семь месяцев в году. Наилучшим местом для строительства порта был признан участок на восточном берегу южного колена Кольского залива, известный под назва­ нием Семеновское. Место это (Семеновская бухта) удобно тем, что защищено от океан­ ских волн и ветров. Ширина залива достаточна для маневрирования и стоянки большого количества судов. Воды залива почти никогда не замерзают. Тонкий лед, образующийся в отдельные суровые зимы, препятствий для судоходства не представляет. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz