Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

душной тревоги мальчишки (в том числе и я) пошли посмотреть, сильно ли пострадал город. Квартал, где были фабрики, а также половина смежного с ним квартала, расположенного между Новгородским и Петроградским про­ спектами, были полностью разрушены и сожжены. Дымились головешки. Кое-где лежали трупы. Лужи крови. Незабываемый запах пожарища. Фугас­ ной бомбой, упавшей напротив речного вокзала, около военного госпита­ ля, убито несколько человек. Одна из фугасных бомб попала в центральную часть учебного корпуса Архангельского лесотехнического института. После этого две трети здания выгорело. У одного из разрушенных бомбой домов стоял мужчина с детской туфелькой в руке, он молчал, в глазах его отража­ лось безысходное горе. Но чем мы могли ему помочь!.. В других районах города было так же много разрушений и пожаров, но они были менее мас­ штабны. В этом налете на Архангельск участвовало 42 немецких самолета. Кроме фугасных бомб на деревянный в основном город было сброшено около 3 тыс. зажигательных бомб. К тому же бомбардировщики сбрасыва­ ли горючую жидкость в баллонах. В результате были разрушены и сгоре­ ли 129 зданий, две фабрики, повреждены водопровод, электросети, теле­ фонная связь и др. Много было и человеческих жертв. Ненависть к врагу переполняла наши детские души. Может, подсознательно это подвигло на то, что спустя несколько лет один мой друг (Н. Савоев) поступил в Сталин­ градское авиатехническое военное училище, чтобы защищать родину, дру­ гой (А. Малышев) поступил в Челябинское летное военное училище. Осе­ нью 1949 года приехал поступать в Челябинское летное военное училище и я, но мое здоровье не удовлетворило медкомиссию. Тяжело было морякам транспортного флота и военным морякам - участникам северных конвоев. Северный коридор движения конвоев мо­ ряки называли холодным коридором ада. При торпедировании 17 янва­ ря 1942 года (к северу от Териберки) английского эсминца «Matabele» из экипажа в 200 человек спаслись только двое. Остальные умерли в ледяной воде. У моего отца был друг Михаил - морской офицер. Когда корабль при­ ходил в Архангельск, Михаил бывал у нас. Моя детская память запечатле­ ла несколько строк из его длинного стихотворения, которое он прочитал отцу: «...Я не поэт. Им не был мой дед. Но не лопух и пока не опух. И не стремлюсь к соломбальской принцессе. Скорей побывать бы в родимой Одессе...» Увы, его скромной мечте не суждено было сбыться. Он тоже по­ гиб в холодных водах Баренцева моря. А сколько всего советских военных моряков погибло в северных морях!.. Не легче было и морякам, обеспечивавшим каботажные и местные перевозки. К концу войны в Северном бассейне не было ни одного со­ ветского судна (за исключением судов портового флота), которое не имело бы повреждений. Многие суда приходилось восстанавливать почти заново. От рук немецко-фашистских захватчиков на Севере погибли при ис­ полнении служебного долга 1334 советских моряка транспортного флота, в том числе 139 моряков, работавших в Мурманском порту. Среди безза­ ветных героев, нашедших свою могилу в водах Северного Ледовитого оке­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz