Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

автомобили, паровозы, вагоны, подводные лодки, станки, инструмент и др. Существенное значение имела и поставка продовольствия, когда зна­ чительная территория СССР с пахотными землями была захвачена немец­ кими оккупантами, а большая часть мужского населения страны была мо­ билизована и сражалась на военных фронтах. Кроме разгрузки судов с импортными грузами и отправки грузов союз­ никам (обратные поставки по соглашению ленд-лиза) Мурманский и Ар­ хангельский порты в годы войны выполнили чрезвычайно важную и боль­ шую работу по обработке отечественных судов, работавших на внутренних коммуникациях Северного бассейна. В частности, они обрабатывали су­ да, которые снабжали военно-морские базы и пункты, расположенные на побережье и островах Баренцева, Белого и Карского морей, перевозили стройматериалы и строительных рабочих для создания оборонительных сооружений, перевозили воинские части, поставляли им военную технику и боеприпасы, эвакуировали раненых и больных, а также частично насе­ ление. Порты осуществляли прием воркутинского угля, бункеровали твер­ дым и жидким топливом транспортные суда и ледоколы, выполняли мно­ гие другие работы. Всего за годы Великой Отечественной войны портами Северного бас­ сейна выгружено с судов и погружено на суда около 7 млн т различных грузов, большая часть из которых тяжеловесы и длинномеры, требующие особой осторожности и опыта. Большинство грузов, прибывших в Мур­ манск и Архангельск на судах, затем было перегружено на железнодорож­ ный транспорт и отправлено для нужд тыла и фронтов. Тяжело было городу Мурманску в годы войны, исключительно тя­ жело было порт)7. Переработку грузов приходилось вести на полуразру­ шенных причалах, с поврежденными механизмами, работники плохо пи­ тались, ютились в землянках, так как выгоревший город не мог помочь порту жильем. Несмотря на все трудности, портовики и моряки быстро восстанавливали порт, ремонтировали разрушенные причалы и механиз­ мы, поднимали затопленные суда с грузом, работали в любую погоду и при бомбардировках. На всем Севере не было предприятия, которое бы под­ верглось большему разрушению, чем Мурманский порт. Только за период с 22 июня 1941 по 1 июля 1943 года авиация противника совершила на Мур­ манск 792 воздушных надета. Каждый день первых двух лет войны город выдерживал в среднем больше, чем один налет. За весь период войны на город было сброшено 4,1 тыс. фугасных и 181 тыс. зажигательных бомб. Если иметь в виду, что морской порт с подъездными железнодорожными путями и стоявшими в бухте судами занимал центральное положение в го­ роде, то станет ясно, что основное количество немецких бомб приходи­ лось на долю порта. За годы войны ущерб, причиненный порту только не­ мецкой авиацией, составил 45,6 млн руб., 70% всех складских, служебных, производственных и жилых помещений порта было уничтожено. Общий же ущерб, нанесенный Мурманску за годы войны, составил 745 млн руб. Беззаветный трудовой героизм работников Мурманского порта вос­ хищал не только советских людей, но и скупых на похвалы иностранцев, 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz