Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
Многотысячный коллектив трудящихся Северного морского бассейна, как и весь советский народ, с безграничной радостью встретил долгождан ный День Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1945 года. С раннего утра в порту начались стихийные митинги, которые к девяти часам слились в общий митинг портовиков. Первым на этом ми тинге выступил секретарь городского комитета ВКП(б) В.А. Сергеев, затем лебедчица порта М.И. Ваганова, бригадиры грузчиков Рязанов, Байрышев, Овчарук, весовщик Коган, начальник грузовых районов Т.А. Александров и П.Г. Воробьев. Из порта все отправились на городской митинг. С лико ванием слушали люди повторявшееся по радио сообщение Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина к советскому народу, его слова о том, что «вековая борьба славянских народов за свое существо вание и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчи ками и немецкой тиранией». С начала Великой Отечественной войны в Советский Союз были от правлены союзниками 40 северных конвоев (включая пробный конвой «Дервиш»), В их составе было 812 транспортных судов (включая танке ры). Из них 33 судам пришлось из-за повреждений, погоды, ледовых усло вий возвратиться, 59 судов потоплены при переходе, а 720 судов прибыли в порты назначения - Мурманск, Архангельск (Молотовск). Союзные кара ваны, направляющиеся северным маршрутом в СССР, делали последнюю бункеровку в Рейкьявике (Исландия), там окончательно формировались и строились в походный ордер. Путь их был разделен на две операцион ные зоны: от США и Англии до острова Медвежий караваны охранялись эскортом английских и американских (с 1942 г.) кораблей, а от острова Медвежий до Мурманска-Архангельска - советскими и английскими кораб лями. Северный маршрут по сравнению с другими основными маршру тами поставки ленд-лизовских грузов (тихоокеанский и трансиранский) был самым коротким и вместе с тем самым рискованным. После провала блицкрига и поражения под Москвой немецкое командование осознало значение северного маршрута как важнейшей коммуникации, связывавшей СССР с его союзниками. На Север были переброшены крупные соедине ния флота и авиации, и с весны 1942 года началась планомерная война с союзными конвоями. По отчетным данным Инженерного управления НКВТ, общий объем военных грузов, поступивших северным маршрутом от союзников, соста вил 618,9 тыс. т. Из них выгружено в Мурманске 322,9 тыс. т и в Архангель ске (Молотовске) - 296,0 тыс. т. Всего же по северному маршруту за годы войны (по данным Госдепартамента США) было отправлено в Мурманск и Архангельск (Молотовск) 3964,2 тыс. т общехозяйственных и военных грузов, из числа которых фактически прибыло 3700,0 тыс. т, в том числе 2700,0 тыс. т - из США, остальные - из Англии. Общий объем полученных от союзников товаров (грузов) составил 4% от общего объема промышленной продукции, выработанной в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Однако среди поставлен ных союзниками товаров много было дефицитной для СССР продукции: 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz