Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Многотысячный коллектив трудящихся Северного морского бассейна, как и весь советский народ, с безграничной радостью встретил долгождан­ ный День Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1945 года. С раннего утра в порту начались стихийные митинги, которые к девяти часам слились в общий митинг портовиков. Первым на этом ми­ тинге выступил секретарь городского комитета ВКП(б) В.А. Сергеев, затем лебедчица порта М.И. Ваганова, бригадиры грузчиков Рязанов, Байрышев, Овчарук, весовщик Коган, начальник грузовых районов Т.А. Александров и П.Г. Воробьев. Из порта все отправились на городской митинг. С лико­ ванием слушали люди повторявшееся по радио сообщение Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина к советскому народу, его слова о том, что «вековая борьба славянских народов за свое существо­ вание и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчи­ ками и немецкой тиранией». С начала Великой Отечественной войны в Советский Союз были от­ правлены союзниками 40 северных конвоев (включая пробный конвой «Дервиш»), В их составе было 812 транспортных судов (включая танке­ ры). Из них 33 судам пришлось из-за повреждений, погоды, ледовых усло­ вий возвратиться, 59 судов потоплены при переходе, а 720 судов прибыли в порты назначения - Мурманск, Архангельск (Молотовск). Союзные кара­ ваны, направляющиеся северным маршрутом в СССР, делали последнюю бункеровку в Рейкьявике (Исландия), там окончательно формировались и строились в походный ордер. Путь их был разделен на две операцион­ ные зоны: от США и Англии до острова Медвежий караваны охранялись эскортом английских и американских (с 1942 г.) кораблей, а от острова Медвежий до Мурманска-Архангельска - советскими и английскими кораб­ лями. Северный маршрут по сравнению с другими основными маршру­ тами поставки ленд-лизовских грузов (тихоокеанский и трансиранский) был самым коротким и вместе с тем самым рискованным. После провала блицкрига и поражения под Москвой немецкое командование осознало значение северного маршрута как важнейшей коммуникации, связывавшей СССР с его союзниками. На Север были переброшены крупные соедине­ ния флота и авиации, и с весны 1942 года началась планомерная война с союзными конвоями. По отчетным данным Инженерного управления НКВТ, общий объем военных грузов, поступивших северным маршрутом от союзников, соста­ вил 618,9 тыс. т. Из них выгружено в Мурманске 322,9 тыс. т и в Архангель­ ске (Молотовске) - 296,0 тыс. т. Всего же по северному маршруту за годы войны (по данным Госдепартамента США) было отправлено в Мурманск и Архангельск (Молотовск) 3964,2 тыс. т общехозяйственных и военных грузов, из числа которых фактически прибыло 3700,0 тыс. т, в том числе 2700,0 тыс. т - из США, остальные - из Англии. Общий объем полученных от союзников товаров (грузов) составил 4% от общего объема промышленной продукции, выработанной в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Однако среди поставлен­ ных союзниками товаров много было дефицитной для СССР продукции: 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz