Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

8 января 1945 года в Мурманск прибыли суда каравана JW-63. На 19 су­ дах имелись военные грузы в количестве 11 719 т. Среди них - 128 самоле­ тов, 165 танков и др. 12 судов с военными грузами каравана JW-63 принял 9 января Архангельск. Выгрузка военных и общественных грузов в Мур­ манском порту продолжалась до середины февраля и прошла успешно. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за январь 1945 года Мурманскому порту было вручено переходящее Красное знамя НКМФ и первая денежная премия. С 1 февраля 1945 года Мурманский порт начал получать плановые зада­ ния помесячно. Все подразделения порта были переведены на хозрасчет. Новые условия оказались для портовиков трудными. Не так-то было легко и привычно перейти от штурмовых методов работы военного времени на планомерную, размеренную работу. 13 февраля в Мурманск прибыла часть транспортных судов конвоя JW-64, 10 судов имели военные грузы в общем объеме 8995 т. Остальные суда, в том числе 13 судов с военным грузом, принял Архангельск. В Мур­ манском порту суда разгрузили досрочно. Очередной северный конвой JW-65, в составе которого было 24 транс­ портных судна, вышел из Клайда 11 марта 1945 года. Во время перехода два транспортных судна были потоплены подводными лодками. Остальные 22 судна (из которых 20 имели военные грузы) прибыли 20 марта в Мур­ манск. Объем военных грузов, доставленных судами, составлял 16 328 т. Среди военных грузов было 112 самолетов, 138 танков, 212 локаторов, 700 раций, 10 торпедных катеров и др. Суда каравана с военными и обще­ хозяйственными грузами были обработаны досрочно. Мартовский месяч­ ный план, несмотря на неравномерность подхода судов, был портом вы­ полнен. 16 апреля 1945 года из Клайда вышел очередной конвой под индексом JW-66. В его составе было 22 транспортных судна. При переходе потерь среди судов не было. 25 апреля часть судов (среди которых 10 имели воен­ ные грузы) прибыла в Мурманск, остальные суда (девять из них - с воен­ ными грузами) 28 апреля прибыли в Архангельск. Кроме того, в апреле в Мурманск пароходом «Диксон» было приведено на буксире торпедированное в районе Териберки и оставленное командой американское судно «Хорее Бушнел». На нем было 8 тыс. т груза. 12 мая (уже после победы над фашистской Германией) вышел из Клай­ да последний северный конвой под индексом JW-67. В его составе было 23 транспортных судна. Потерь при переходе не было. Часть судов (из них 1 3 - е военными грузами) прибыли 20 мая в Мурманск, а остальные (среди них 9 - е воен­ ными грузами) принял 22 мая Архангельск. После этого конвоя поставка ленд-лизовских грузов северным маршрутом осуществлялась судами сво­ бодного плавания и была закончена к середине июня 1945 года. Движение этих судов на опасных участках подстраховывалось военными кораблями во избежание возможных потерь от сохранившихся фашистских подвод­ ных лодок. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz