Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
будет прервано до августа 1944 года. Воспользовавшись этим перерывом, порт увеличил интенсивность восстановительных работ. Восстанавлива лись производственные здания и жилье. Начали восстанавливать камен ные здания по улицам Челюскинцев и Володарского, а также Клуб моряков. Приступили к строительству деревянных жилых домов, а также продолжа ли из-за нехватки жилья сооружать землянки. Часть грузчиков возвратили во Владивосток и Архангельск. Совет народных комиссаров СССР постановил развернуть восстановле ние Мурманского порта, выделил на эти работы 11,5 млн руб. 6 июня 1944 го да Мурманский обком ВКП(б) обсудил ход строительно-восстановительных работ в Мурманском порту и принял меры по обеспечению стройки людь ми, фондами и местными ресурсами. Наркомат морского флота со своей стороны выделил фонды на строительные материалы. Были даны указания о переводе из Архангельска в Мурманск земкаравана и одного портального крана. Наркомат внешней торговли направил в Мурманск четыре новых портальных крана и 10 металлических разборных складов. Ленморниипро- ект приступил к формированию мурманской партии для проведения про ектных работ по реконструкции порта. Заказы порта на разного рода ре монт и изготовление изделий были размещены на судоремонтном заводе НКМФ, судоверфи и других заводах. 21 августа 1944 года в Доме культуры Красной Армии И.Д. Папанин вручил правительственные награды мурманским портовикам. Среди на гражденных было много женщин: лебедчица Ваганова, крановщики пор та - Гусарова, Смирнова, Волоцкая и др. Наконец, 15 августа 1944 года из Лох-Ю отправился в Мурманск и Ар хангельск очередной северный конвой JW-59. В его составе было 33 транс портных судна. Несмотря на трудности при переходе все транспортные суда были сохранены. Среди судов этого каравана, прибывших 25 августа в Мурманск, 14 судов имели военные грузы, а среди судов, прибывших 26- 27 августа в Архангельск, военные грузы имели 16 судов. На борту судов, прибывших в Мурманск, кроме общехозяйственных грузов (паровозы, же лезнодорожные платформы, краны, стандартные дома), было 11 602 т во енных грузов (79 танков, 2601 т пороха, 718 т боеприпасов, 3937 т авиа запчастей и др.) В связи с обновлением состава рабочих в порту снова не хватало квалифицированных рабочих, несмотря на интенсивную работу учебно-курсового комбината и курсов. Пришлось обучать новичков прямо на рабочих местах с помощью инструкторов-стахановцев. Обработку судов каравана JW-59 все же удалось закончить досрочно. Очередной конвой JW-60 вышел из шотландской бухты Лох-Ю 15 сен тября 1944 года. В его составе было 30 транспортных судов, потерь среди них не было. Военные грузы в том или ином количестве, наряду с обще хозяйственными, имели 27 судов, 13 из которых 23-24 сентября принял Мурманск, а 14 судов с 25 сентября начал принимать Архангельск. В Мур манском порту с судов этого конвоя было выгружено 24 391 т военных гру зов (14 самолетов, 114 танков, 128 пушек-4 0 и 37 мм, 1167 т боеприпасов, 633 т пороха и др.). Суда были обработаны с опережением графика. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz