Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

наличии 3798 грузчиков, тогда как при выгрузке предшествующих четырех караванов - только 3264 т в сутки при наличии 4708 грузчиков. 28-29 февраля 1944 года в Мурманск прибыла часть судов (среди них 23 судна - с военными грузами) каравана JW-57. Остальные суда (в том числе 14 - с военными грузами) принял Архангельск. На судах, прибывших в Мур­ манск, было около 170 тыс. т грузов, из них 9885 т - военных (55 самолетов, 137 танков, 57 тракторов, 10 торпедных катеров, 40 локаторов и др.). На обработку этого каравана в порту был утвержден заместителем председа­ теля СНК СССР А.И. Микояном жесткий график работы. Согласно этому графику разгрузку судов, а также загрузку их экспортными грузами необхо­ димо было закончить к 29 марта 1944 года. Караван был обработан досроч­ но на четверо суток. Максимально достигнутая выработка порта составила 11 535 т в сутки. Выполняя задание ГКО - ускорить выгрузку импортных грузов и отправку их по назначению, - Мурманский порт в феврале-марте отправил 18 тыс. железнодорожных вагонов с военными и народнохозяй­ ственными грузами. За успешную работу Мурманскому порту в феврале и марте 1944 года присуждалось переходящее Красное знамя Государствен­ ного Комитета Обороны. 27 марта 1944 года из Лох-Ю вышел в Мурманск и Архангельск оче­ редной конвой под индексом JW-58. В его составе было 49 транспортных судов. Одно судно вернулось из-за повреждений. Это был самый большой северный караван за всю войну. Он охранялся практически всем британ­ ским флотом. Во время проведения этой конвойной операции самолеты британских авианосцев атаковали немецкий линкор «Тирпиц» в его базе в Норвегии и нанесли ему тяжелые повреждения. Против конвоя JW-58 немцы направили 17 подводных лодок. Однако корабли союзников и само­ леты, базировавшиеся на их авианосцах, сумели в течение четырех суток потопить четыре вражеские подводные лодки. Караван транспортных су­ дов, встреченный в море советскими боевыми кораблями, без потерь при­ был к месту назначения. На 45 судах из 48 имелись военные грузы. 27 та­ ких судов принял Мурманск 5 апреля, а 18 судов - Архангельск 7 апреля. На судах каравана, прибывших в Мурманск, кроме большого количества об­ щехозяйственных грузов было 19 200 т военных грузов. Среди них - 34 са­ молета, 118 танков, 73 транспортера, 102 трактора, 120 пушек калибров 40 и 37 мм, 56 921 дымовая шашка, 35 локаторов, 1161 рация, 33 торпед­ ных катера и др. Суда каравана JW-58 мурманские портовики обработа­ ли на 10 дней раньше срока. Общая выгрузка грузов за сутки составляла в среднем 10 тыс. т, что в два с половиной раза превысило среднесуточную выгрузку в период предшествующих навигаций. В отдельные дни апреля 1944 года в порту выгружалось в сутки 13 тыс. т. С 1 января 1944 года по 29 апреля Мурманский порт обработал 75 су­ дов, приняв 529,1 тыс. т импортных грузов и отправив 30,5 тыс. т экспор­ та. В конце апреля суда каравана JW-58 были в порту обработаны и в нача­ ле мая ушли на запад. И снова наступил длительный перерыв. Уинстон Черчилль уведомил советское правительство, что движение караванов с импортными грузами 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz