Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

ту снова остро ощутилась нехватка рабочих рук и особенно оперативного персонала. 25 ноября в Мурманск из Москвы прибыл нарком Морфлота П.П. Ширшов и приступил к решению кадровых вопросов. Он приказал вызвать подготовленных грузчиков из Архангельска и Владивостока и 55 наиболее квалифицированных работников из самого наркомата. На ра­ боту в порту был привлечен весь состав управления Мурманского государ­ ственного морского пароходства. Продолжительность рабочего дня груз­ чиков была установлена 16 часов. К 4 декабря под разгрузкой находились уже все суда, принятые меры обеспечили не только широкий фронт работ, но и высокую производительность труда. К 15 декабря суда обоих конвоев (караванов) были выгружены и забалластированы, для этого в них грузили по 1500 т хромовой руды. После этого они отправились на запад. 20-21 декабря 1943 года в Мурманский порт под выгрузку пришла часть судов каравана JW-55A (среди них девять - с военными грузами). Осталь­ ные суда (среди них семь - с военными грузами) были приняты 22-24 дека­ бря Архангельском. А 29 декабря в Мурманск прибыла под выгрузку часть судов каравана JW-55B (среди них 10 - с военными грузами). Остальные суда (в том числе восемь - с военными грузами) принял 31 декабря Архан­ гельск. На судах, прибывших в Мурманск, кроме общехозяйственных, было 18 770 т военных грузов. Среди них 119 самолетов и 162 танка, 240 пушек калибров 40 и 37 мм, 73 самоходные пушки, 37 тракторов, 12 торпедных катеров, 1488 т боеприпасов, 4452 т пороха и др. Механизированных при­ чалов для такого большого количества судов в Мурманском порту не хва­ тало. Поэтому пришлось использовать причал № 3 и причал каботажки, которые собственной механизации не имели. Кроме того, в состав порта был включен один из причалов судоремонтного завода рыбной промыш­ ленности. Паровозы выгружались с судов с помощью парохода-крана «Ла- планд», имевшего стрелу грузоподъемностью 80 т. Он пришел из Англии в составе каравана JW-55A. Взрывчатые грузы с целью безопасности сни­ мались на рейде. 28 января 1944 года в Мурманск прибыла часть судов (среди них три - с военными грузами) каравана JW-56A. Остальные суда (среди них семь - с военными грузами) принял Архангельск. А 1 февраля в Мурманск прибы­ ла часть судов (среди них девять - с военными грузами) каравана JW-56B. Остальные суда (в том числе шесть - с военными грузами) принял Архан­ гельск. В Мурманском порту снова скопилось более 50 судов, требовавших разгрузки, погрузки, рассредоточения и отправки. Большое значение в этих условиях для увеличения производительности имел почин лебедчи- цы М.И. Вагановой и бригадира П.П. Гудкова. Они предложили бороться за получение звания «фронтовых бригад» и не прекращать работу в пери­ од воздушных тревог. Поддержав этот почин, бригады Волкова, Гаврико- ва, Черных давали до двух норм в смену, а бригада И.И. Гудкова - до трех. На 12 судах караванов JW-56A и JW-56B, прибывших в Мурманск, имелись военные грузы в общем объеме 11 428 т. Среди них 143 танка, 63 тракто­ ра, шесть торпедных катеров, 2080 т пороха и др. При выгрузке караванов JW-56A и JW-56B порт снимал в общей сложности 5723 т груза в сутки при 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz