Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
была закончена, и усилия портовиков были переключены на отправку ско пившихся грузов железнодорожным транспортом. К маю 1943 года в Мурманском порту было разрушено (как показывает Б.С. Романов в книге «Причалы мужества») 26 складов, 13 производствен ных помещений, 9 служебных зданий, 6 причалов. За прошедшие непол ных два года войны гитлеровская авиация произвела в порту около двух с половиной тысяч разрушений водопровода, канализации, дорог и мосто вых, электросети, телефонии, железнодорожных путей. От зажигатель ных бомб сгорело большинство жилых домов порта. Было затоплено или выброшено на обсушку в портовых водах 11 пароходов. Ущерб, по оценке специальной комиссии, составлял по порту более 45 млн руб. 30 марта премьер-министр Англии Уинстон Черчилль информиро вал советское правительство, что в силу ряда сложившихся у них обстоя тельств северные конвои направляться не будут до осени 1943 года. Израненный, полусгоревший, полуразрушенный Мурманский порт снова получил неожиданную передышку. Снова активизировались ремонт ные и восстановительные работы. Причалы заделывались деревянными ряжами на деревянном свайном основании. Ремстройконтора порта при ступила к строительству нового причала в районе мыса Мишуков и закон чила его в рекордно короткие сроки. В конце мая затонувший у причала пароход «Оушен Фридом» был под готовлен спасателями к подъему, затем отделен от грунта, отведен букси рами к западному берегу залива и поставлен на обсушку. К концу июня был поставлен на ровный киль и отведен на обсушку у западного берега залива и пароход «Лена». 15 июня 1943 года обком ВКП(б) принял постановление «О ходе строительно-восстановительных работ в Мурманском торговом порту». 25 июля с грузом леса для порта из Белого моря прибыл в сопровождении спасателя британский пароход «Лландафф», а 30 июля с грузом леса - со ветский пароход «Кама». Порт стал обеспечен лесом для восстановитель ных работ. Грузовые работы в июле производились лишь на линии Мишуковской переправы и при обработке пароходов «Спартак» и «Пролетарий». Усилились темпы строительства убежища в скале, способного выдер живать любые бомбардировки. Производился ремонт всех железнодорож ных путей, шоссейных и грунтовых дорог. Грузовые площади с воронками от бомб выравнивались. Были отремонтированы, оборудованы и снабже ны бытовым инвентарем 15 общежитий, 31 землянка и пять столовых. На лесных причалах прокладывались подкрановые пути для ожидаемых пор тальных кранов. К 1 октября монтаж портальных кранов, привезенных на попутных судах из Архангельска, был закончен, и лесные причалы, ранее наиболее плохо оснащенные, стали самыми оборудованными в порту. Однако в целом недостаточность в кранах в порту ощущалась. В связи с этим продолжалось их пополнение. Способствовал в оборудовании порта импортными кранами заместитель народного комиссара внешней торгов- 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz