Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
облегчения выгрузки этого каравана в Мурманск из Архангельска и Моло- товска были посланы 2050 портовиков и много техники. 19 февраля стали на рейде Кольского залива советские суда «Моссовет» и «Андре Марти» с 3485 т грузов, пришедшие из Исландии без охранения. Их появление вызвало восхищение иностранных моряков. Очередной союзный конвой JW-53 вышел из Лох-Ю 15 февраля 1943 го да. В его составе были 28 транспортных судов. Однако шесть судов верну лись из-за жестокого шторма. При переходе потерь транспортных судов не было. 27 февраля 15 судов прибыли под разгрузку в порт Мурманск, а семь судов (пять сухогрузов и два танкера) принял 2 марта Молотовск. С 5 февраля, с улучшением погоды и видимости, немецкая авиация уча стила бомбардировки Мурманского порта. Сильные бомбардировки, при чинявшие разрушения и вызывавшие жертвы, производились ежедневно с 17 по 21 февраля, а также 27-28 февраля. При взрыве одной из фугасных бомб лебедчица М.И. Ваганова была сбита с ног воздушной волной, но ра бочее место на палубе судна не покинула. От взрыва другой фугасной бом бы получила тяжелое ранение. У нее повредило грудную клетку и переби ло кисти рук. Без признаков жизни ее положили в морг, где она пришла в сознание. Восемь месяцев врачи боролись за ее жизнь. Выписавшись из больницы инвалидом, она добилась восстановления на прежнюю работу. На борту судов каравана JW-53, прибывших в Мурманск, было 52 108 т грузов, в том числе 21 748 т - военных (281 самолет, 309 танков в собран ном виде и др.). Расстановка судов по причалам продолжалась до 15 мар та, так как еще продолжалась выгрузка судов предшествующего каравана. 9 марта в результате сильнейшего ветра были оторваны от причалов не сколько разгружавшихся пароходов. Часть из них была выброшена на об сушку, часть удерживалась на заливе на якорях. Некоторые суда держались у причала только на носовых или кормовых швартовых. Пароход «Лена» лег на левый борт и затонул. Со складов срывало крыши, склад на причале № 15 опрокинуло. При приливе вода заходила на настил причалов. После того как утром 10 марта ветер стих, начались работы по постановке судов к причалам, но уже в полдень началась бомбежка. Фугасными бомбами был разрушен причал № 14, а в жилгородке несколько строений. 12 марта одна из тяжелых фугасных бомб попала (недалеко от общежития порта) прямо в столовую. Погибли 16 портовиков и ранены 18. 13 марта бомбами враже ской авиации была разрушена часть стенки причала № 11. Пароход «Лена» взрывной волной сдвинуло на грунт на обсушку, разрушен морской вокзал и склад № 5, занимаемый британской миссией. В трюм британского па рохода «Оушен Фридом», стоявшего под выгрузкой, попали две фугасные бомбы. Днище судна было разрушено, корпус дал ряд трещин. Судно но совой частью село на грунт, блокировав подход судов к другому причалу - № 6. Наиболее интенсивные работы по обработке судов каравана JW-53 были в середине марта. В отдельные дни количество работавших в порту превышало шесть тысяч. Люди непомерно уставали. Переработка грузов в порту велась на полуразрушенных причалах, с поврежденными механиз мами. В первых числах апреля разгрузка судов каравана JW-53 в основном 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz