Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

облегчения выгрузки этого каравана в Мурманск из Архангельска и Моло- товска были посланы 2050 портовиков и много техники. 19 февраля стали на рейде Кольского залива советские суда «Моссовет» и «Андре Марти» с 3485 т грузов, пришедшие из Исландии без охранения. Их появление вызвало восхищение иностранных моряков. Очередной союзный конвой JW-53 вышел из Лох-Ю 15 февраля 1943 го­ да. В его составе были 28 транспортных судов. Однако шесть судов верну­ лись из-за жестокого шторма. При переходе потерь транспортных судов не было. 27 февраля 15 судов прибыли под разгрузку в порт Мурманск, а семь судов (пять сухогрузов и два танкера) принял 2 марта Молотовск. С 5 февраля, с улучшением погоды и видимости, немецкая авиация уча­ стила бомбардировки Мурманского порта. Сильные бомбардировки, при­ чинявшие разрушения и вызывавшие жертвы, производились ежедневно с 17 по 21 февраля, а также 27-28 февраля. При взрыве одной из фугасных бомб лебедчица М.И. Ваганова была сбита с ног воздушной волной, но ра­ бочее место на палубе судна не покинула. От взрыва другой фугасной бом­ бы получила тяжелое ранение. У нее повредило грудную клетку и переби­ ло кисти рук. Без признаков жизни ее положили в морг, где она пришла в сознание. Восемь месяцев врачи боролись за ее жизнь. Выписавшись из больницы инвалидом, она добилась восстановления на прежнюю работу. На борту судов каравана JW-53, прибывших в Мурманск, было 52 108 т грузов, в том числе 21 748 т - военных (281 самолет, 309 танков в собран­ ном виде и др.). Расстановка судов по причалам продолжалась до 15 мар­ та, так как еще продолжалась выгрузка судов предшествующего каравана. 9 марта в результате сильнейшего ветра были оторваны от причалов не­ сколько разгружавшихся пароходов. Часть из них была выброшена на об­ сушку, часть удерживалась на заливе на якорях. Некоторые суда держались у причала только на носовых или кормовых швартовых. Пароход «Лена» лег на левый борт и затонул. Со складов срывало крыши, склад на причале № 15 опрокинуло. При приливе вода заходила на настил причалов. После того как утром 10 марта ветер стих, начались работы по постановке судов к причалам, но уже в полдень началась бомбежка. Фугасными бомбами был разрушен причал № 14, а в жилгородке несколько строений. 12 марта одна из тяжелых фугасных бомб попала (недалеко от общежития порта) прямо в столовую. Погибли 16 портовиков и ранены 18. 13 марта бомбами враже­ ской авиации была разрушена часть стенки причала № 11. Пароход «Лена» взрывной волной сдвинуло на грунт на обсушку, разрушен морской вокзал и склад № 5, занимаемый британской миссией. В трюм британского па­ рохода «Оушен Фридом», стоявшего под выгрузкой, попали две фугасные бомбы. Днище судна было разрушено, корпус дал ряд трещин. Судно но­ совой частью село на грунт, блокировав подход судов к другому причалу - № 6. Наиболее интенсивные работы по обработке судов каравана JW-53 были в середине марта. В отдельные дни количество работавших в порту превышало шесть тысяч. Люди непомерно уставали. Переработка грузов в порту велась на полуразрушенных причалах, с поврежденными механиз­ мами. В первых числах апреля разгрузка судов каравана JW-53 в основном 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz