Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

в Архангельске, который был дальше от фронта, а следовательно, менее доступным для вражеской авиации. 4 июля в Архангельск была направле­ на первая партия мурманских портовиков, а 8 июля - вторая, общей чис­ ленностью 2388 человек. В Мурманском порту наступило сравнительное затишье. Оставшийся в нем коллектив, около 1500 человек, сосредоточил усилия в основном на ремонтных и восстановительных работах в порту, подготовке жилья к новой зиме, в частности на рытье землянок. К концу 1942 года положение с кранами в Мурманском порту суще­ ственно улучшилось. Осенью 1942 года порт пополнился сразу шестью бе­ реговыми кранами, прибывшими из Архангельска. Кроме того, один бе­ реговой кран был получен от Северного флота и один - от судоверфи. 15 ноября прибыл в Мурманский порт второй английский пароход-кран - «Эмпайер Элгар». К концу 1942 года крановое хозяйство порта состояло из 20 береговых кранов различных типов общей грузоподъемностью 200 т, двух английских пароходов-кранов со стрелами грузоподъемностью 50 т и парохода «Кама», использовавшегося как плавкран, со стрелой грузоподъ­ емностью 35,5 т. После трагической судьбы судов каравана PQ-17 и больших потерь судов каравана PQ-18, следовавших в Архангельск, наступил длительный перерыв в отправке конвоев. Спустя три с лишним месяца отправка се­ верных конвоев была возобновлена. Они получили новый литер «JW» (об­ ратные конвои - «RA»). В маршрутах следования этих караванов в север­ ные порты наметилась определенная закономерность: большая часть судов направлялась в Мурманск, меньшая - в Белое море. Так было и с первым караваном серии «JW», имевшем номер JW-51A. Из 16 судов этого каравана 11 судов прибыло 25 декабря в Мурманский порт, а пять судов - 27-28 де­ кабря 1942 года в Молотовск (Северодвинск). На судах каравана JW-51А, прибывших в Мурманск, находились продовольствие и военные грузы. В первую очередь под выгрузку поставили те суда, на которых находились взрывчатые вещества. С возобновлением движения караванов участились налеты немец­ ких самолетов на Мурманск. 26 декабря в порту фугасными бомбами бы­ ли разрушены вновь отстроенный склад № 46, главная водопроводная ма­ гистраль, повреждены железнодорожные пути. 28 декабря на порт было сброшено 48 авиабомб, разрушивших ряд строений, включая санитарный склад. Были повреждены многие железнодорожные пути, уничтожен паро­ воз. Одна из бомб попала во вход в танк-убежище. Были убиты шесть чело­ век и ранены семь. 30 декабря около пяти часов утра к порту прорвалась группа бомбардировщиков и сбросила 18 фугасных авиабомб и несколько магнитных мин. Разрушениям подверглись слесарный цех, железнодорож­ ные пути, здание портовой милиции и другие строения. При этой бомбар­ дировке получил тяжелое ранение ног главный инженер порта В.В. Басар­ гин, был убит помощник начальника порта по военному делу Б.Н. Ландо. Завалы разобрали за сутки, а слесарный цех мехмастерских, выполнявший заказ фронта, возобновил работу прямо под открытым небом. 30 декабря при вторичной бомбежке был потоплен пароход «Енисей», стоявший у ну­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz