Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
в Архангельске, который был дальше от фронта, а следовательно, менее доступным для вражеской авиации. 4 июля в Архангельск была направле на первая партия мурманских портовиков, а 8 июля - вторая, общей чис ленностью 2388 человек. В Мурманском порту наступило сравнительное затишье. Оставшийся в нем коллектив, около 1500 человек, сосредоточил усилия в основном на ремонтных и восстановительных работах в порту, подготовке жилья к новой зиме, в частности на рытье землянок. К концу 1942 года положение с кранами в Мурманском порту суще ственно улучшилось. Осенью 1942 года порт пополнился сразу шестью бе реговыми кранами, прибывшими из Архангельска. Кроме того, один бе реговой кран был получен от Северного флота и один - от судоверфи. 15 ноября прибыл в Мурманский порт второй английский пароход-кран - «Эмпайер Элгар». К концу 1942 года крановое хозяйство порта состояло из 20 береговых кранов различных типов общей грузоподъемностью 200 т, двух английских пароходов-кранов со стрелами грузоподъемностью 50 т и парохода «Кама», использовавшегося как плавкран, со стрелой грузоподъ емностью 35,5 т. После трагической судьбы судов каравана PQ-17 и больших потерь судов каравана PQ-18, следовавших в Архангельск, наступил длительный перерыв в отправке конвоев. Спустя три с лишним месяца отправка се верных конвоев была возобновлена. Они получили новый литер «JW» (об ратные конвои - «RA»). В маршрутах следования этих караванов в север ные порты наметилась определенная закономерность: большая часть судов направлялась в Мурманск, меньшая - в Белое море. Так было и с первым караваном серии «JW», имевшем номер JW-51A. Из 16 судов этого каравана 11 судов прибыло 25 декабря в Мурманский порт, а пять судов - 27-28 де кабря 1942 года в Молотовск (Северодвинск). На судах каравана JW-51А, прибывших в Мурманск, находились продовольствие и военные грузы. В первую очередь под выгрузку поставили те суда, на которых находились взрывчатые вещества. С возобновлением движения караванов участились налеты немец ких самолетов на Мурманск. 26 декабря в порту фугасными бомбами бы ли разрушены вновь отстроенный склад № 46, главная водопроводная ма гистраль, повреждены железнодорожные пути. 28 декабря на порт было сброшено 48 авиабомб, разрушивших ряд строений, включая санитарный склад. Были повреждены многие железнодорожные пути, уничтожен паро воз. Одна из бомб попала во вход в танк-убежище. Были убиты шесть чело век и ранены семь. 30 декабря около пяти часов утра к порту прорвалась группа бомбардировщиков и сбросила 18 фугасных авиабомб и несколько магнитных мин. Разрушениям подверглись слесарный цех, железнодорож ные пути, здание портовой милиции и другие строения. При этой бомбар дировке получил тяжелое ранение ног главный инженер порта В.В. Басар гин, был убит помощник начальника порта по военному делу Б.Н. Ландо. Завалы разобрали за сутки, а слесарный цех мехмастерских, выполнявший заказ фронта, возобновил работу прямо под открытым небом. 30 декабря при вторичной бомбежке был потоплен пароход «Енисей», стоявший у ну 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz