Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Н.Н. Волков Грузчик бригады № 135 Мурманского морского тор­ гового порта. Один из лучших наставников стаханов­ ских методов труда, агитатор, коммунист. 11агражден орденом Ленина. Большинство грузчиков этой бригады только что по­ ступило на работу в порт. Не имея трудовых навыков, бригада в январе 1942 года не выполнила и 50% пла­ на. Но постепенно выработка стала повышаться и в июне 1942 года составила 194%. 3 июня от взрыва в трюме № 5 (происшедшего по неизвестным причи­ нам) затонул в районе мыса Мишуков пароход США «Стил Уоркер» с остатка­ ми невыгруженного продовольствия и запчастей. К счастью, до взрыва весь взрывчатый груз (300 т тринитротолуола) был выгружен на причал № 15. Не сумев взять город приступом в течение первого года войны, про­ тивник решил воспользоваться засушливым полярным летом 1942 года и сжечь Мурманск, имевший в основном деревянные дома. Наиболее силь­ ные удары вражеской авиации город перенес с 14 по 24 июня и в первых числах июля. 18 июня на Мурманск было сброшено несколько фугасных и 12 тыс. зажигательных бомб. Бомбардировка производилась по намечен­ ным площадям с учетом направления ветра. В этот день выгорела половина города (восточная его часть): 800 жилых домов и множество промышлен­ ных и служебных построек. Были многочисленные жертвы. В море сплош­ ного огня погибли около ста человек только детей и женщин. 22 июня 1942 года были разгружены последние суда каравана PQ-16 и отведены в среднее и северное колено залива, за пределы портовых вод. Вскоре суда ушли на запад, и в заливе остались только советские суда, обе­ спечивавшие внутрибассейновые воинские перевозки. В июне 1942 года Мурманский порт успешной работой завоевал переходящее Красное знамя ГКО. В этом месяце порт переработал груза больше, чем за любой полный год существования порта. За последние пять месяцев производительность труда в порту выросла в четыре раза. Первое место и переходящее Крас­ ное знамя во внутрипортовом соревновании за полугодие удержала брига­ да № 54 (бригадир А.А. Попов). Выработка этой бригады в июне 1942 года составила 491% задания. В последующие месяцы ей удалось довести выра­ ботку до 800%. Трагична судьба транспортных судов конвоя PQ-17, вышедшего 27 июня 1942 года из Рейкьявика. Из 35 транспортных судов погибли от вражеской авиации и подводных лодок 24 судна. И только 11 судов смогли прийти в Архангельск (семь сначала добрались до гаваней Новой Земли). Несколько очередных караванов 1942 года (до наступления зимы и по­ явления прочных льдов в Белом море) планировалось разгружать только 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz