Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

ня. Началась упорная, тяжелая борьба с пожаром, часть пожарных средств вышла из строя, так как машинное отделение было повреждено. Тяжелое положение “Старого большевика” было очевидным. Объятый пламенем и окутанный дымом, он был оставлен судами каравана, казалось, на верную гибель. Подошел английский конвойный эсминец и предложил забрать на борт команду, а поврежденное судно потопить. Но капитан от­ казался от такой услуги, ответив от имени экипажа: “Мы не собираемся хо­ ронить судно”. На эсминец передали только раненых. Вскоре дымившийся “Старый большевик” остался один. Экипаж, не думая о собственном спасении, всеми силами и средства­ ми боролся за жизнь судна. Машинная команда ремонтировала механизмы. Все остальные тушили огонь и через несколько часов ликвидировали угро­ зу взрыва. С наступлением сумерек заработали машины, и судно двинулось к родным берегам следом за караваном. Еще не успела ночная мгла накрыть судно, как над израненным теплоходом показались два немецких самоле­ та. Фашистские летчики собирались добить судно, но попали под огонь уцелевшего орудия, один из них был подбит и упал в море, а второй, ды­ мя и теряя высоту, скрылся за горизонтом. На следующий день теплоход, обгорелый и без трубы, догнал караван. Все транспортные суда и корабли военного эскорта подняли на мачтах сигналы, приветствуя героический экипаж. Командир конвоя поднял на своем судне флагами сигнал “Сделано хорошо”. По прибытии в Мурманск старший командир английского эскор­ та заявил советскому морскому командованию: “Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа вашего те­ плохода “Старый большевик”». В одном из воздушных боев за спасение каравана PQ-16 в Баренцевом море 30 мая погиб известный летчик-североморец дважды Герой Совет­ ского Союза Б.Ф. Сафонов. 21 судно каравана PQ-16 30-31 мая прибыло в Мурманск. На их борту была 93 481 т различных грузов, в том числе 14 380 т - военных (большое количество танков, боеприпасы, взрывчатые вещества). Девять судов сразу же были поставлены к причалам под разгрузку. Остальные ожидали очере­ ди, некоторые производили дезинфекцию. В начале июня в порту скопилось наибольшее количество судов за на­ вигацию - около 60. Среди них - 15 советских пароходов, пять поврежден­ ных и оставленных командами иностранных судов, суда каравана PQ-16 и несколько порожних английских транспортов, пришедших из Архангель­ ска. Вся эта армада стояла на якорях от Дровяного до Полярного, и обслу­ живание ее было весьма затруднительно. В понедельник, 1 июня, в 18 часов 50 минут при бомбардировке треть­ его грузового района прямым попаданием бомб в носовую часть был пото­ плен у причала советский пароход «Субботник», при этом погиб судовой машинист. Стоявшая рядом портовая баржа № 1 получила несколько про­ боин подводной части. Однако благодаря своевременно принятым мерам со стороны помощника шкипера Самохвалова баржа осталась наплаву. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz