Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
ня. Началась упорная, тяжелая борьба с пожаром, часть пожарных средств вышла из строя, так как машинное отделение было повреждено. Тяжелое положение “Старого большевика” было очевидным. Объятый пламенем и окутанный дымом, он был оставлен судами каравана, казалось, на верную гибель. Подошел английский конвойный эсминец и предложил забрать на борт команду, а поврежденное судно потопить. Но капитан от казался от такой услуги, ответив от имени экипажа: “Мы не собираемся хо ронить судно”. На эсминец передали только раненых. Вскоре дымившийся “Старый большевик” остался один. Экипаж, не думая о собственном спасении, всеми силами и средства ми боролся за жизнь судна. Машинная команда ремонтировала механизмы. Все остальные тушили огонь и через несколько часов ликвидировали угро зу взрыва. С наступлением сумерек заработали машины, и судно двинулось к родным берегам следом за караваном. Еще не успела ночная мгла накрыть судно, как над израненным теплоходом показались два немецких самоле та. Фашистские летчики собирались добить судно, но попали под огонь уцелевшего орудия, один из них был подбит и упал в море, а второй, ды мя и теряя высоту, скрылся за горизонтом. На следующий день теплоход, обгорелый и без трубы, догнал караван. Все транспортные суда и корабли военного эскорта подняли на мачтах сигналы, приветствуя героический экипаж. Командир конвоя поднял на своем судне флагами сигнал “Сделано хорошо”. По прибытии в Мурманск старший командир английского эскор та заявил советскому морскому командованию: “Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа вашего те плохода “Старый большевик”». В одном из воздушных боев за спасение каравана PQ-16 в Баренцевом море 30 мая погиб известный летчик-североморец дважды Герой Совет ского Союза Б.Ф. Сафонов. 21 судно каравана PQ-16 30-31 мая прибыло в Мурманск. На их борту была 93 481 т различных грузов, в том числе 14 380 т - военных (большое количество танков, боеприпасы, взрывчатые вещества). Девять судов сразу же были поставлены к причалам под разгрузку. Остальные ожидали очере ди, некоторые производили дезинфекцию. В начале июня в порту скопилось наибольшее количество судов за на вигацию - около 60. Среди них - 15 советских пароходов, пять поврежден ных и оставленных командами иностранных судов, суда каравана PQ-16 и несколько порожних английских транспортов, пришедших из Архангель ска. Вся эта армада стояла на якорях от Дровяного до Полярного, и обслу живание ее было весьма затруднительно. В понедельник, 1 июня, в 18 часов 50 минут при бомбардировке треть его грузового района прямым попаданием бомб в носовую часть был пото плен у причала советский пароход «Субботник», при этом погиб судовой машинист. Стоявшая рядом портовая баржа № 1 получила несколько про боин подводной части. Однако благодаря своевременно принятым мерам со стороны помощника шкипера Самохвалова баржа осталась наплаву. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz