Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

гасных бомб. 12 мая 1942 года весовщик Н.В. Куликов и кладовщик порта (инвалид войны) М.С. Тупицын предотвратили взрыв чудовищной разру­ шительной силы в четвертом грузовом районе. Действуя быстро и слажен­ но, они потушили пожар в вагоне с тринитротолуолом. Рядом, у причала № 15, стояло судно США «Байрон Чико» с таким же взрывчатым грузом. 30 мая 1942 года в порт стали прибывать суда каравана PQ-16, отправ­ ленного из Исландии 21 мая и подвергшегося по дороге атакам гитлеров­ ской авиации и подлодок, в результате чего было потоплено семь транспор­ тов и торпедирован английский легкий крейсер. Именно в состав PQ-16 входил теплоход «Старый большевик», совершивший подвиг, увенчанный высшими советской и британской наградами. В книге С.Ф. Эдлинского «Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза, 1941-1945 гг.» происшедшее с теплоходом «Старый большевик» описано так: «25 мая 1942 года, когда конвой PQ-16 находился в районе острова Ян- Майен, немецкая авиация и подводные лодки начали яростно атаковать. Тяжелее всего пришлось теплоходу “Старый большевик”, следовавшему в хвосте каравана. Наблюдатели судна своевременно обнаружили прибли­ жение бомбардировщиков, и орудийные расчеты Н.А. Никифоренко и И.М. Шлыкова с носа и кормы теплохода открыли прицельный огонь по ним. Зенитные пулеметчики З.Б. Штейнгард и Н.В. Лобов отражал атаку с ходового мостика. Капитан И.И. Афанасьев так умело маневрировал ско­ ростями и курсом судна, что из сброшенных врагом двух десятков бомб ни одна не попала в цель. При этом “Старый большевик” не отклонился от ге­ нерального курса и не отстал от каравана. 27 мая у острова Медвежий караван атаковала новая волна бомбарди­ ровщиков и торпедоносцев. Капитан и здесь сумел вовремя отвернуть суд­ но от торпед. Вдали уже дымились несколько судов, подбитых и зажженных противником. Английские команды при первом же попадании покидали свои суда, не предпринимая попыток к их спасению или тушению пожара. “Старый большевик” долго боролся, не имея повреждений. Весь эки­ паж по боевой тревоге находился на своих местах: у орудий, в машине, на командном мостике, у противопожарных и водоотливных средств. Значи­ тельно расстроенный караван по-прежнему замыкался советским судном “Старый большевик”. Но вот его одновременно атаковало 9 пикирующих бомбардировщиков. Одна из бомб, 46-я по счету, попала в полубак. Оскол­ ки сразили находящихся на боевом посту у кормового орудия командора Н.А. Никифоренко, наводчика П.И. Карашманова и трех подносчиков: Г.Ф. Кухаржевского, Т.П. Пискуса, и Н.М. Гаврилова. Воздушной волной сбило и контузило капитана И.И. Афанасьева. На полубаке начался пожар. Судну, груженному взрывчатыми веществами, грозила скорая гибель. На палубе находились ящики со снарядами для судовых орудий. Каждая мину­ та была дорога. Героический пример показал помощник капитана по по­ литической части парторг судна К.М. Петровский: он бросился выносить из огня снаряды. За ним метнулся в пламя матрос Б.И. Аказенок, затем по­ доспели другие члены экипажа. Снарядные ящики были выхвачены из ог­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz