Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
гасных бомб. 12 мая 1942 года весовщик Н.В. Куликов и кладовщик порта (инвалид войны) М.С. Тупицын предотвратили взрыв чудовищной разру шительной силы в четвертом грузовом районе. Действуя быстро и слажен но, они потушили пожар в вагоне с тринитротолуолом. Рядом, у причала № 15, стояло судно США «Байрон Чико» с таким же взрывчатым грузом. 30 мая 1942 года в порт стали прибывать суда каравана PQ-16, отправ ленного из Исландии 21 мая и подвергшегося по дороге атакам гитлеров ской авиации и подлодок, в результате чего было потоплено семь транспор тов и торпедирован английский легкий крейсер. Именно в состав PQ-16 входил теплоход «Старый большевик», совершивший подвиг, увенчанный высшими советской и британской наградами. В книге С.Ф. Эдлинского «Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза, 1941-1945 гг.» происшедшее с теплоходом «Старый большевик» описано так: «25 мая 1942 года, когда конвой PQ-16 находился в районе острова Ян- Майен, немецкая авиация и подводные лодки начали яростно атаковать. Тяжелее всего пришлось теплоходу “Старый большевик”, следовавшему в хвосте каравана. Наблюдатели судна своевременно обнаружили прибли жение бомбардировщиков, и орудийные расчеты Н.А. Никифоренко и И.М. Шлыкова с носа и кормы теплохода открыли прицельный огонь по ним. Зенитные пулеметчики З.Б. Штейнгард и Н.В. Лобов отражал атаку с ходового мостика. Капитан И.И. Афанасьев так умело маневрировал ско ростями и курсом судна, что из сброшенных врагом двух десятков бомб ни одна не попала в цель. При этом “Старый большевик” не отклонился от ге нерального курса и не отстал от каравана. 27 мая у острова Медвежий караван атаковала новая волна бомбарди ровщиков и торпедоносцев. Капитан и здесь сумел вовремя отвернуть суд но от торпед. Вдали уже дымились несколько судов, подбитых и зажженных противником. Английские команды при первом же попадании покидали свои суда, не предпринимая попыток к их спасению или тушению пожара. “Старый большевик” долго боролся, не имея повреждений. Весь эки паж по боевой тревоге находился на своих местах: у орудий, в машине, на командном мостике, у противопожарных и водоотливных средств. Значи тельно расстроенный караван по-прежнему замыкался советским судном “Старый большевик”. Но вот его одновременно атаковало 9 пикирующих бомбардировщиков. Одна из бомб, 46-я по счету, попала в полубак. Оскол ки сразили находящихся на боевом посту у кормового орудия командора Н.А. Никифоренко, наводчика П.И. Карашманова и трех подносчиков: Г.Ф. Кухаржевского, Т.П. Пискуса, и Н.М. Гаврилова. Воздушной волной сбило и контузило капитана И.И. Афанасьева. На полубаке начался пожар. Судну, груженному взрывчатыми веществами, грозила скорая гибель. На палубе находились ящики со снарядами для судовых орудий. Каждая мину та была дорога. Героический пример показал помощник капитана по по литической части парторг судна К.М. Петровский: он бросился выносить из огня снаряды. За ним метнулся в пламя матрос Б.И. Аказенок, затем по доспели другие члены экипажа. Снарядные ящики были выхвачены из ог 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz