Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

лов и на рейде. Около 40 бомб попали в воду возле судов. Прямым попа­ данием был поврежден английский пароход «Эмпайер Старлайт», стояв­ ший у причала № 9. Тремя прямыми попаданиями был добит и потоплен английский пароход «Ланкастер Кастл». Бомба весом 1000 кг попала сбоку в убежище причала № 8 и разорвалась в нем. В убежище укрывались 32 че­ ловека. После разборки завала оказалось мертвых - 21, тяжелораненых - 3, легкораненых - 8 человек. 19 апреля 1942 года в Мурманск прибыло семь судов каравана PQ-14. На этих судах было преимущественно продовольствие. Суда прибывшего каравана в тот же день были поставлены к причалам, и началась их раз­ грузка, которая шла весьма интенсивно (среднее время разгрузки одного судна составило 6,8 суток). 23 апреля авиация противника бомбила порт, сбросив только на цен­ тральную его часть около 60 бомб. Были разрушены причалы № 9 и 5. От прямого попадания бомбы погиб катер НКВД, одна из бомб попала в плав­ кран № 1, который, несмотря на спасательные работы затонул. Фугасными бомбами были также разрушены причал № 8, склады № 45, 46, 48, разби­ ты семь платформ и один вагон с грузами, повреждены железнодорожные пути на причалах № 2, 3, 9. Разрушенное и поврежденное восстановили в течение нескольких дней. Март-июль 1942 года был самым трудным периодом в работе. Основ­ ная часть города и порта оказалась разрушенной вражеской авиацией, все служебные помещения порта были уничтожены, из крытых складов остал­ ся только один, который тоже был сильно поврежден. Город подвергался ежедневным массированным налетам, число которых в отдельные сутки доходило до двадцати. В первой половине 1942 года кранов в порту для перегрузки танков и других тяжеловесов остро не хватало. Особенно осложнилось положение с гибелью 23 апреля 1942 года плавкрана № 1. Из сложной ситуации удалось все же выйти. С американского судна «Вест Чесволд» была снята и переда­ на порту грузовая стрела грузоподъемностью 35,5 т. Ее установили на совет­ ском пароходе «Кама». В качестве грузовой лебедки приспособили траловую лебедку, снятую с одного из тральщиков. Так появился плавкран «Кама». Следующий караван PQ-15 с 94 327 т груза, в том числе 15 707 т воен­ ных грузов, прибыл в Мурманск 5-6 мая в составе 22 пароходов. В карава­ не имелся британский пароход-кран «Эмпайер Бард», присланный специ­ ально для работ в Мурманском порту. Он представлял собой сравнительно небольшое транспортное судно с грузовым приспособлениями, состояв­ шими из двух тяжеловесных стрел по 50 т каждая, четырех - по 15 т и че­ тырех - по 5 т. Наличие этого самоходного судна в значительной мере об­ легчило и ускорило перегрузку тяжеловесных грузов. За «Эмпайер Бард» были закреплены постоянные бригады грузчиков, которые постепенно освоили все оборудование и стали добиваться выполнения сменных зада­ ний на 300-400%. В связи с прибытием судов каравана бомбардировки порта произво­ дились по несколько раз в день. 10 мая на порт было сброшено восемь фу­ 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz