Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
лов и на рейде. Около 40 бомб попали в воду возле судов. Прямым попа данием был поврежден английский пароход «Эмпайер Старлайт», стояв ший у причала № 9. Тремя прямыми попаданиями был добит и потоплен английский пароход «Ланкастер Кастл». Бомба весом 1000 кг попала сбоку в убежище причала № 8 и разорвалась в нем. В убежище укрывались 32 че ловека. После разборки завала оказалось мертвых - 21, тяжелораненых - 3, легкораненых - 8 человек. 19 апреля 1942 года в Мурманск прибыло семь судов каравана PQ-14. На этих судах было преимущественно продовольствие. Суда прибывшего каравана в тот же день были поставлены к причалам, и началась их раз грузка, которая шла весьма интенсивно (среднее время разгрузки одного судна составило 6,8 суток). 23 апреля авиация противника бомбила порт, сбросив только на цен тральную его часть около 60 бомб. Были разрушены причалы № 9 и 5. От прямого попадания бомбы погиб катер НКВД, одна из бомб попала в плав кран № 1, который, несмотря на спасательные работы затонул. Фугасными бомбами были также разрушены причал № 8, склады № 45, 46, 48, разби ты семь платформ и один вагон с грузами, повреждены железнодорожные пути на причалах № 2, 3, 9. Разрушенное и поврежденное восстановили в течение нескольких дней. Март-июль 1942 года был самым трудным периодом в работе. Основ ная часть города и порта оказалась разрушенной вражеской авиацией, все служебные помещения порта были уничтожены, из крытых складов остал ся только один, который тоже был сильно поврежден. Город подвергался ежедневным массированным налетам, число которых в отдельные сутки доходило до двадцати. В первой половине 1942 года кранов в порту для перегрузки танков и других тяжеловесов остро не хватало. Особенно осложнилось положение с гибелью 23 апреля 1942 года плавкрана № 1. Из сложной ситуации удалось все же выйти. С американского судна «Вест Чесволд» была снята и переда на порту грузовая стрела грузоподъемностью 35,5 т. Ее установили на совет ском пароходе «Кама». В качестве грузовой лебедки приспособили траловую лебедку, снятую с одного из тральщиков. Так появился плавкран «Кама». Следующий караван PQ-15 с 94 327 т груза, в том числе 15 707 т воен ных грузов, прибыл в Мурманск 5-6 мая в составе 22 пароходов. В карава не имелся британский пароход-кран «Эмпайер Бард», присланный специ ально для работ в Мурманском порту. Он представлял собой сравнительно небольшое транспортное судно с грузовым приспособлениями, состояв шими из двух тяжеловесных стрел по 50 т каждая, четырех - по 15 т и че тырех - по 5 т. Наличие этого самоходного судна в значительной мере об легчило и ускорило перегрузку тяжеловесных грузов. За «Эмпайер Бард» были закреплены постоянные бригады грузчиков, которые постепенно освоили все оборудование и стали добиваться выполнения сменных зада ний на 300-400%. В связи с прибытием судов каравана бомбардировки порта произво дились по несколько раз в день. 10 мая на порт было сброшено восемь фу 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz