Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
В начале 1942 года в Мурманском морском торговом порту было пять грузовых районов. Первый район (центральный) имел девять причалов (№ 3-11). Второй район - три причала (№ 12-14). Третий район - это ка ботажная пристань. Четвертый район - причал № 15 (удаленный к северу от города). Пятый район восточные причалы ковша рыбного порта. Во второй половине 1942 года торговому порту были возвращены военным портом причалы № 1 и 2. С целью обеспечения перевозок для 14-й армии торговый порт выстроил еще один причал у мыса Мишуков. 11-12 января 1942 года в Мурманск прибыло 10 судов союзных конвоев PQ-7B и PQ-7 с разными грузами в количестве свыше 28 тыс. т. 15 января на общем собрании портовики приняли общепортовое социалистическое обязательство о досрочной разгрузке каравана, на основе которого заклю чали договоры на соревнование между районами и сменами. Для контро ля и подведения итогов соревнования было избрано общепортовое жюри. Помогли агитаторы порта. Однако из-за сильных морозов, снежных зано сов, полного затемнения в период полярной ночи темпы выгрузки были невысокие. Средняя продолжительность выгрузки судна составляла 12 су ток. Сказывалась и неквалифицированность вновь прибывших в порт ра бочих. В порт прибыли около двух тысяч мобилизованных из Рязанской и пятьсот человек из Архангельской областей. Опытные же работники и часть подъемных механизмов были переброшены из Мурманска в Архан гельский порт для обработки первых караванов. 17-18 января 1942 года в Мурманск прибыл очередной конвой PQ-8 в составе восьми судов, в том числе советский пароход «Старый больше вик», английские - «Харматрис», «Бритиш Уоркман», «Дартфорд», «Сауте Гэйт» и панамские - «Эль Альмиранте», «Колд Харбор», «Ларранга». Они доставили 18 732 т импортных грузов, среди них 3307 т военных (танки, самолеты, вездеходы, полевой кабель и др.). 20 января эти суда были расставлены по причалам, и началась их вы грузка. К 1 февраля 1942 года в порту насчитывалось 153 бригады грузчи ков. Общая численность грузчиков порта составляла 2636 человек. Одна ко их не хватало. Очередные караваны PQ-9 и PQ-10, объединенные в Рейкьявике, при были в Мурманск 10 февраля 1942 года в составе 10 судов. Среди них были четыре советских судна («Революционер», «Фридрих Энгельс», «Ижора» и «Тбилиси»). Караван привез 29 063 т грузов, среди которых 5852 т - во енных. Выгрузка судов этого каравана прошла более успешно, чем пред шествующих. К 23 февраля суда были разгружены. Средняя продолжитель ность выгрузки судна составила 8,5 суток. 23 февраля прибыл караван PQ-11 в составе 13 судов: двух советских, восьми английских, одного американского, одного панамского и одного гондурасского. Они доставили 32 729 т различных грузов. Продолжительность обра ботки судов этого каравана составила от 12 до 17 суток. Малая пропускная способность железной дороги сдерживала интенсивность грузовых работ. Причалы были переполнены грузами. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz