Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

В начале 1942 года в Мурманском морском торговом порту было пять грузовых районов. Первый район (центральный) имел девять причалов (№ 3-11). Второй район - три причала (№ 12-14). Третий район - это ка­ ботажная пристань. Четвертый район - причал № 15 (удаленный к северу от города). Пятый район восточные причалы ковша рыбного порта. Во второй половине 1942 года торговому порту были возвращены военным портом причалы № 1 и 2. С целью обеспечения перевозок для 14-й армии торговый порт выстроил еще один причал у мыса Мишуков. 11-12 января 1942 года в Мурманск прибыло 10 судов союзных конвоев PQ-7B и PQ-7 с разными грузами в количестве свыше 28 тыс. т. 15 января на общем собрании портовики приняли общепортовое социалистическое обязательство о досрочной разгрузке каравана, на основе которого заклю­ чали договоры на соревнование между районами и сменами. Для контро­ ля и подведения итогов соревнования было избрано общепортовое жюри. Помогли агитаторы порта. Однако из-за сильных морозов, снежных зано­ сов, полного затемнения в период полярной ночи темпы выгрузки были невысокие. Средняя продолжительность выгрузки судна составляла 12 су­ ток. Сказывалась и неквалифицированность вновь прибывших в порт ра­ бочих. В порт прибыли около двух тысяч мобилизованных из Рязанской и пятьсот человек из Архангельской областей. Опытные же работники и часть подъемных механизмов были переброшены из Мурманска в Архан­ гельский порт для обработки первых караванов. 17-18 января 1942 года в Мурманск прибыл очередной конвой PQ-8 в составе восьми судов, в том числе советский пароход «Старый больше­ вик», английские - «Харматрис», «Бритиш Уоркман», «Дартфорд», «Сауте Гэйт» и панамские - «Эль Альмиранте», «Колд Харбор», «Ларранга». Они доставили 18 732 т импортных грузов, среди них 3307 т военных (танки, самолеты, вездеходы, полевой кабель и др.). 20 января эти суда были расставлены по причалам, и началась их вы­ грузка. К 1 февраля 1942 года в порту насчитывалось 153 бригады грузчи­ ков. Общая численность грузчиков порта составляла 2636 человек. Одна­ ко их не хватало. Очередные караваны PQ-9 и PQ-10, объединенные в Рейкьявике, при­ были в Мурманск 10 февраля 1942 года в составе 10 судов. Среди них были четыре советских судна («Революционер», «Фридрих Энгельс», «Ижора» и «Тбилиси»). Караван привез 29 063 т грузов, среди которых 5852 т - во­ енных. Выгрузка судов этого каравана прошла более успешно, чем пред­ шествующих. К 23 февраля суда были разгружены. Средняя продолжитель­ ность выгрузки судна составила 8,5 суток. 23 февраля прибыл караван PQ-11 в составе 13 судов: двух советских, восьми английских, одного американского, одного панамского и одного гондурасского. Они доставили 32 729 т различных грузов. Продолжительность обра­ ботки судов этого каравана составила от 12 до 17 суток. Малая пропускная способность железной дороги сдерживала интенсивность грузовых работ. Причалы были переполнены грузами. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz