Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Очень осложнили работу порта участившиеся в связи с прибытием су­ дов союзников налеты немецкой авиации, которые не ослабевали в тече­ ние всей зимы и весны 1942 года. Грузовые работы приходилось выпол­ нять почти под непрерывными бомбардировками с воздуха. Чтобы порт действовал бесперебойно, его работники восстанавливали разрушенные причалы и подъездные пути. В течение зимы Мурманский и Архангельский порты работали с ис­ ключительным напряжением. Но у каждого из них были свои трудности: в Мурманске - вражеская авиация, в Архангельске - беломорские льды. Один из участков Долины Смерти. Река Западная Лица Долина Смерти* расположена ориентировочно в 40 км от Мурманска, если рас­ стояние измерять по пересеченной местности (это 74-й км автодороги Мурманск- Печенга). Долина Смерти находится недалеко от разлива реки Западной Лицы. Простирается долина между сопками на несколько километров, изредка преры­ вается перевалами, ручьями и болотами. В 1965 году Долину Смерти официально переименовали в Долину Славы. Здесь в июле 1941 года было остановлено стре­ мительное наступление немецких войск на Мурманск. Наступление фашистов на город велось егерским корпусом «Норвегия», состоящим в основном из австрий­ цев и норвежцев. Первый сильный отпор противник получил при попытке фор­ сировать реку Запад 1 гуюЛицу. Немало было попыток у егерей захватить советские укрепления. Не раз дрались врукопашную. 8 сентября 1941 года немецкое командование бросило все силы в последнюю атаку. Бои шли более 10 суток. При огромных потерях корпус «Норвегия» отсту­ пил и затем лишь оборонялся. Материально-техническое снаряжение немецких войск периода противостоя­ ния на берегах Западной Лицы разбросано по окрестным сопкам на десятки ки­ лометров и продолжает ржаветь по настоящее время. * Из Интернета. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz