Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Выгрузка бочек в Мурманском порту работать курсы механизаторов. Около 900 портовиков вернулось с обо­ ронных работ. В середине декабря 1941 года в Мурманский порт прибыл штаб уполно­ моченного Государственного Комитета Обороны И.Д. ГТапанина. Начались регулярные диспетчерские совещания, которые направляли и контролиро­ вали подготовку порта к приему' судов с импортными грузами. В Мурманск прибыли представители Британского министерства военных перевозок для урегулирования всех вопросов, связанных с движением конвоев. При­ были также представители Инженерного отдела Наркомата внешней тор­ говли СССР, ответственные за оформление документов на принятие воен­ ных грузов и передачу их представителям различных родов войск Красной Армии и Военно-Морского Флота. В начале 1942 года Инженерный отдел был преобразован в Инженерное управление НКВТ СССР. 20 декабря 1941 года под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошел первый союзный караван (PQ-6) с грузами из Англии. В составе кара­ вана было и советское судно «Декабрист». На его борту находились первые 111т ленд-лизовских военных грузов, большое количество продовольствия и другой груз. Всего 7 тыс. т. На остальных судах каравана был исключи­ тельно народнохозяйственный груз. Декабрь 1941 года внес серьезные из­ менения в жизнь Мурманского торгового порта. Теперь через него шло снабжение не только для войск 14-й армии и кораблей Северного военно- морского флота, но и начали пос тупать военные грузы, необходимые всем фронтам. Прием крупных отечественных и зарубежных судов осложнялся тем, что большинство причалов в Мурманском порту не имело достаточных глу­ бин. Выполнять грузовые работы на рейде было трудно из-за недостаточ­ ности барж. Большинство из них приходилось использовать на перевозке грузов в Мотовской залив для частей действующей армии. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz