Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Приближалась тяжелая зимняя пора, которая предвещала Мурманску много трудностей. На регулярный подвоз топлива рассчитывать не прихо­ дилось. Портовики начали собирать лес на обсушках, ломать старые дере­ вянные строения и заборы, собирать угольные остатки на грузовых пло­ щадках. В целях экономии топлива стали утеплять помещения. В заготовке топлива большую роль сыграл всесоюзный воскресник, проведенный по предложению Наркомморфлота 28 сентября 1941 года, в котором участво­ вало 830 мурманских портовиков. С октября после провала второй решительной попытки противника захватить Мурманск вновь возросла интенсивность бомбардировок горо­ да и порта. В октябре вражеская авиация совершала налеты ежедневно, а в некоторые дни даже по несколько раз. 15 октября самолеты противника сбросили 14 фугасных бомб на территорию порта. Бомбы повредили зда­ ние управления, механические мастерские, несколько причалов. С наступ­ лением полярной ночи порт, как и весь город, усилил светомаскировку. Но редко выпадали дни, в которые над портом не появлялись бы немецкие самолеты, они сбрасывали наряду с фугасными бомбами кассеты с зажига­ тельной смесью. 30 декабря прямым попаданием бомбы было разрушено здание цеха механической мастерской. Коллектив порта самоотверженно участвовал в обороне своего города и родного предприятия. С беззаветным трудолюбием и храбростью портовики отстаивали объекты порта. В конце года начальник порта приказом объявил благодарность начальнику второ­ го района Александрову, начальнику четвертого района Шарову, диспетче­ рам Скрылеву и Земскову, группе бойцов пожарной охраны, водопровод­ чикам Куревину и Башклееву. 11 октября 1941 года в Архангельск прибыл второй союзный караван, под индексом PQ-1. Он привез тяжелые танки, истребители, противотан­ ковые ружья, пушки, боеприпасы. После обработки караван отправился 2 ноября в обратный путь. Очередной караван PQ-2 прибыл в Архангельск 30 октября 1941 года. Его пришлось принимать уже с помощью портовых ледоколов. В связи с ледовыми трудностями проводки судов в Белом море и ослаблением угрозы захвата Мурманска немцами Государственный Коми­ тет Обороны СССР принял решение задействовать на обработке северных союзных караванов одновременно два порта - Архангельск и Мурманск. Радостное известие о начале разгрома немцев под Москвой в декабре 1941 года совпало с очень важным для портовиков Мурманска сообщени­ ем о том, что им предстоит в кратчайший срок подготовить порт к приему из-за границы большого количества советских и союзных судов с импорт­ ным ленд-лизовским грузом. Поставка груза в СССР на условиях соглаше­ ния ленд-лиза стала проводиться из Англии с 6 сентября 1941 года, а из США - с 7 ноября 1941 года (ленд-лиз - от английского слова «lend» - да­ вать взаймы, одалживать и «lease» - сдавать в аренду, внаем). В Мурманск стали прибывать крупные партии грузчиков из других портов страны. Во главе грузовых районов поставили опытных портовых работников. Из Мончегорска и Кандалакши возвратили в Мурманск железнодорожные краны. Монтировались краны, доставленные из южных портов. Начали 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz