Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
лагалась между Мурманским СРЗ и территорией рыбного порта, а потом и на центральную часть торгового порта. На каботажной пристани бы ли повреждены подъездные железнодорожные пути, разрушен склад № 4. Прямым попаданием бомбы был разбит пароход «Краснодар», служивший общежитием для рабочих. В центральной части порта были повреждены железнодорожные пути с находившимися на них составами, водопровод ные магистрали, электросети, телефонная линия. Разрушения сопровожда лись людскими жертвами. Портовикам приходилось ликвидировать последствия вражеских бом бардировок. Бригады ремонтников немедленно приступали к восстанов лению водопровода, электролиний и телефонной связи. Быстро исправ ляли железнодорожные пути, разбирали завалы грузов. Тушить пожары помогали военные моряки с боевых кораблей, стоявших в порту. Чтобы затруднить распознавание с воздуха важных объектов, в порту провели маскировочные работы: многие здания и сооружения покрыли маскиро вочной окраской. В течение августа 1941 года вражеская авиация совершила 50 налетов на Мурманск, стремясь полностью вывести порт из строя. Однако фаши стам не удалось осуществить задуманное, и в сентябре интенсивность на летов несколько снизилась. Воспользовавшись этим, портовики сумели по строить участок дороги от лесных причалов к северу для соединения с нижней дорогой, идущей на Росту. Систематические и массированные удары немецкой авиации на морском пути Мурманск-Архангельск и захват противником южного участка Киров ской железной дороги вынудили Мурманский порт установить коммуника ции с портами Белого моря через Кандалакшу, с которой была надежная железнодорожная связь, не контролируемая противником. Для перевозки грузов и войск по этому смешанному железнодорожно-водному пути Мур манский порт установил тесный контакт с Мурманским отделением желез ной дороги, а морской порт Кандалакша вошел в подчинение Мурманскому порту на правах приписного пункта. Кандалакшскому порту было переда но из Мурманска несколько кранов, а также другое портовое оборудование (штабелеры, транспортеры и т. п.). Налаженная транспортная магистраль позволила приступить в августе 1941 года к эвакуации из Мурманского порта грузов, предназначенных для экспорта, а также для Норильскстроя. 21 августа 1941 года из Хвальфьорда вышел в СССР пробный северный конвой с военными грузами. Конвой носил кодовое название «Дервиш» (или PQ-0). Караван в составе семи транспортных судов под эскортом анг лийских военных кораблей прибыл без потерь в Архангельск 31 августа. Эта дата стала исторической в отношениях между СССР и его союзниками (Англией и США) по войне с фашистской Германией. Координация действий транспортного флота на Севере была возложе на на уполномоченного ГКО по морским перевозкам И.Д. Папанина, воз главлявшего в то время Главное управление Северного морского пути и хорошо знавшего материальные и транспортные ресурсы Севера в целом и морского флота в частности. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz