Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

цов, Иванов, Мокеев, Пономаренко, Рябухин, Кривенький и многие дру­ гие. Из 700 человек, оставшихся на работе в порт)', многие были негодны к строевой службе. На их долю выпало бесперебойно отправлять фронту воинские грузы, охранять порт, нести службу в подразделениях ПВО и пожарной охраны. Было немало дней, когда все без исключения работни­ ки порта выходили на погрузку судов. Люди по несколько суток подряд не уходили с причалов, там же спали и питались вместе с воинскими частя­ ми. Впервые же месяцы войны работа Мурманского порта достигла небы­ валого объема: за полтора месяца было погружено и отправлено большое количество транспортных судов. Интенсивные воинские перевозки показали, что ни расположение, ни пропускная способность причалов Мурманского порта не отвечают воз­ росшим потребностям. Поэтому возникла необходимость расширить, ре­ конструировать несколько старых причалов и выстроить новые. Строи­ тельные работы пришлось развернуть главным образом на западном берегу Кольского залива, на мысе Мишуков. За короткий срок были расширены и капитально отремонтированы причалы Лавна-1, к которым были постав­ лены понтоны и устроен специальный настил. Севернее мыса Мишуков в июле был выстроен новый, так называемый хлебный причал, а в августе - причалы Лавна-2. В сентябре рядом с хлебным причалом выстроили плаву­ чий санитарный и пять стационарных санитарных причалов, приспособ­ ленных к приему раненых с разнотипных судов. В октябре 1941 года было завершено строительство небольшого нефтяного причала в районе между Угольной базой рыбного порта и причалом № 15 Мурманского порта. Но­ вый нефтяной причал был выстроен также в Пала-губе и сухогрузный - в губе Кислой. Строительные работы в таком значительном объеме опера­ тивно выполнены коллективом строительно-ремонтной конторы Мурман­ ского порта под руководством начальника конторы В.Ф. Кузнецова и глав­ ного инженера В.В. Басаргина. В конце лета 1941 года все острее стал ощущаться недостаток рабочих рук на мурманских предприятиях морского флота. Пришлось резко сокра­ тить штаты административно-управленческого аппарата. В порту сокра­ тили лоцманскую службу и портовый надзор. Ликвидировали мурманскую контору Морстроя. Ее сотрудники перешли работать в порт. На некоторых участках пришлось удлинить продолжительность рабочего дня. К работе стали привлекать женщин и подростков. Война возлагала на рабочих и служащих громадную ответственность за выполнение своих обязанностей, во много раз увеличенных по сравне­ нию с мирным временем. К августу 1941 года значительно ухудшилось снабжение Мурманска про­ дуктами питания, поэтому в конце месяца была введена система продо­ вольственных и промтоварных карточек. Трудности в работе сопровожда­ лись усилением ударов врага с воздуха. Если до этого авиация противника бомбила главным образом судоверфь Мурманрыбы, судоремонтный завод Главсевморпути и нефтехранилище, то начиная с 13 августа она перенесла главные удары на причалы и склады каботажной пристани, которая распо­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz