Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
цов, Иванов, Мокеев, Пономаренко, Рябухин, Кривенький и многие дру гие. Из 700 человек, оставшихся на работе в порт)', многие были негодны к строевой службе. На их долю выпало бесперебойно отправлять фронту воинские грузы, охранять порт, нести службу в подразделениях ПВО и пожарной охраны. Было немало дней, когда все без исключения работни ки порта выходили на погрузку судов. Люди по несколько суток подряд не уходили с причалов, там же спали и питались вместе с воинскими частя ми. Впервые же месяцы войны работа Мурманского порта достигла небы валого объема: за полтора месяца было погружено и отправлено большое количество транспортных судов. Интенсивные воинские перевозки показали, что ни расположение, ни пропускная способность причалов Мурманского порта не отвечают воз росшим потребностям. Поэтому возникла необходимость расширить, ре конструировать несколько старых причалов и выстроить новые. Строи тельные работы пришлось развернуть главным образом на западном берегу Кольского залива, на мысе Мишуков. За короткий срок были расширены и капитально отремонтированы причалы Лавна-1, к которым были постав лены понтоны и устроен специальный настил. Севернее мыса Мишуков в июле был выстроен новый, так называемый хлебный причал, а в августе - причалы Лавна-2. В сентябре рядом с хлебным причалом выстроили плаву чий санитарный и пять стационарных санитарных причалов, приспособ ленных к приему раненых с разнотипных судов. В октябре 1941 года было завершено строительство небольшого нефтяного причала в районе между Угольной базой рыбного порта и причалом № 15 Мурманского порта. Но вый нефтяной причал был выстроен также в Пала-губе и сухогрузный - в губе Кислой. Строительные работы в таком значительном объеме опера тивно выполнены коллективом строительно-ремонтной конторы Мурман ского порта под руководством начальника конторы В.Ф. Кузнецова и глав ного инженера В.В. Басаргина. В конце лета 1941 года все острее стал ощущаться недостаток рабочих рук на мурманских предприятиях морского флота. Пришлось резко сокра тить штаты административно-управленческого аппарата. В порту сокра тили лоцманскую службу и портовый надзор. Ликвидировали мурманскую контору Морстроя. Ее сотрудники перешли работать в порт. На некоторых участках пришлось удлинить продолжительность рабочего дня. К работе стали привлекать женщин и подростков. Война возлагала на рабочих и служащих громадную ответственность за выполнение своих обязанностей, во много раз увеличенных по сравне нию с мирным временем. К августу 1941 года значительно ухудшилось снабжение Мурманска про дуктами питания, поэтому в конце месяца была введена система продо вольственных и промтоварных карточек. Трудности в работе сопровожда лись усилением ударов врага с воздуха. Если до этого авиация противника бомбила главным образом судоверфь Мурманрыбы, судоремонтный завод Главсевморпути и нефтехранилище, то начиная с 13 августа она перенесла главные удары на причалы и склады каботажной пристани, которая распо 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz