Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
что цель немецко-фашистского нападения - уничтожить советский строй, захватить советские земли, поработить народы Советского Союза, огра бить нашу страну, захватить хлеб, нефть, восстановить власть помещиков и капиталистов, что наша страна вступила в смертельную схватку с самым опасным врагом - немецким фашизмом, что в навязанной нам войне с Гер манией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или порабощенными. Обстановка, сложившаяся в Заполярье сразу же после вероломного на падения гитлеровской Германии на Советский Союз, определила круг за дач, которые предстояло решать транспортному флоту. Одна из них со стояла в подвозе резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для частей Красной Армии и Военно-Морского флота, оборонявших район Мотовского залива. С ней могли справиться мелкие суда портового флота и рыболовецкие. Наиболее сложная задача, приоб ретавшая временами общегосударственное значение, состояла в перевоз ке экспортно-импортных грузов на внешних морских коммуникациях, свя зывавших СССР с его союзниками но антигитлеровской коалиции. Кроме того, Северному флоту и портам предстояло регулярно перевозить важ нейшие воинские и народнохозяйственные грузы между Кольским зали вом и Белым морем, а также по Северному морскому пути. Эти основные задачи, а также множество других, возникавших попутно в условиях воен ной обстановки, требовали от моряков, портовиков и судоремонтников Северного транспортного флота огромных усилий, высокой дисциплины и сознательности. В начале войны гитлеровцы настолько были уверены в скором падении Мурманска, что заблаговременно отпечатали пригласительные билеты для своих высокопоставленных офицеров на банкет в ресторан «Арктика». Но Мурманск выстоял. Почти все жители Мурманска, способные носить оружие, обучались военному делу и были готовы в любой момент встать на защиту родного города. На фронт ушло 600 работников Мурманского порта. В народное ополчение записалось 250 портовиков, из которых было создано специаль ное подразделение. Командиром был назначен работник порта Лаврук, а комиссаром - заместитель начальника политотдела МГМП Рябин. В середине лета, когда усилилось наступление немцев на Мурманск, в городе прошла трудовая мобилизация. Около 4000 человек переправились через Кольский залив на западный берег для сооружения оборонительных рубежей. В первые месяцы войны из Мурманска перевели в другие бассей ны 1068 различных специалистов, не считая малоквалифицированных ра ботников. Из порта вывезли 14 грузоподъемных кранов и различное дру гое оборудование, в том числе 44 автомашины. Работники, оставшиеся в порту, буквально осаждали мобилизационные пункты и военные комисса риаты, настойчиво требуя призвать их в действующую армию. Среди жела ющих немедленно отправиться на передовую линию фронта было немало девушек. Ушли на фронт лучшие бригадиры грузчиков: Мялкин, Кочега ров, Кузякин, Банников, Гаврилкин, работники управления порта: Кузне 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz