Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

лей уйти к линии фронта. С этого времени налеты на Мурманск стали еже­ дневными, воздушные тревоги объявляли по 3-4 раза в сутки. Работники морского транспорта Северного бассейна с первых же дней Великой Отечественной войны включились в оборону Заполярья. В день вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз рабо­ чие и служащие порта на коротких митингах поклялись сделать все, что потребуется, для разгрома ненавистного врага. Буксиры Мурманского пор­ та потянули морские пароходы в Лесную гавань под погрузку войск. Под грузовые операции в Мурманском порту стало одновременно более двух десятков крупных морских судов. Среди них были: «Спартак», «Кузбасс», «Сухона», «Иртыш», «Сосновец», «Моссовет», «Обь», «Щорс», «Узбеки­ стан», «Шексна». Возникла необходимость немедленной перестройки ра­ боты порта. Начальник порта Л.П. Новосадов, главный диспетчер и начальники районов возглавили постановку работы портовиков на военные рельсы. Диспетчерская служба четко и быстро согласовала все принципиальные вопросы с военным комендантом порта и с железнодорожной станцией. Общее партийное собрание порта подробно обсудило создавшееся поло­ жение. Одна мысль руководила всеми - в кратчайший срок помочь осуще­ ствить переброску войск к границе и тем самым не дать возможности ко­ варному и сильному врагу двинуться на Кольский полуостров. Груженые пароходы немедленно отводили от причалов, чтобы дать место другим. Из Кольского залива одно за другим выходили суда. Темпы работы на прича­ лах были одинаково высокими и днем и ночью. Первым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на по­ бережье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения и вместе с другими судами продолжал перевозку резервов, пока к Титовке не подошли войска про­ тивника. Последним рейсом 30 июня «Енисей» вывез из Титовки раненых. Налеты немецкой авиации на Мурманский порт показали, что для укрытия людей недостаточно вырытых в первые дни войны примитивных щелей. Коллектив работников под руководством штаба ПВО приступил к сооружению прочных, долговременных оборонительных сооружений и укрытий. На территории порта и жилгородка было сооружено 122 укры­ тия, которые вмещали до 3700 чел. Патриотический порыв широких масс возглавили партийные органи­ зации. С 23 по 26 июня 1941 года во всех парторганизациях прошли со­ брания, на которых обсуждались задачи коммунистов в связи с началом Великой Отечественной войны. Коммунисты единодушно заявили, что считают себя мобилизованными. Для усиления политической работы ре­ шили создать на местах агитучастки. Такие участки были организованы в Мурманском и Архангельском портах, в Цуморстрое и на Мурманском су­ доремонтном заводе. 29 июня 1941 года Центральный комитет партии и Совет народных ко­ миссаров СССР обратились с директивой к партийным, советским, проф­ союзным и комсомольским организациям страны, в которой разъясняли, 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz