Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
лей уйти к линии фронта. С этого времени налеты на Мурманск стали еже дневными, воздушные тревоги объявляли по 3-4 раза в сутки. Работники морского транспорта Северного бассейна с первых же дней Великой Отечественной войны включились в оборону Заполярья. В день вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз рабо чие и служащие порта на коротких митингах поклялись сделать все, что потребуется, для разгрома ненавистного врага. Буксиры Мурманского пор та потянули морские пароходы в Лесную гавань под погрузку войск. Под грузовые операции в Мурманском порту стало одновременно более двух десятков крупных морских судов. Среди них были: «Спартак», «Кузбасс», «Сухона», «Иртыш», «Сосновец», «Моссовет», «Обь», «Щорс», «Узбеки стан», «Шексна». Возникла необходимость немедленной перестройки ра боты порта. Начальник порта Л.П. Новосадов, главный диспетчер и начальники районов возглавили постановку работы портовиков на военные рельсы. Диспетчерская служба четко и быстро согласовала все принципиальные вопросы с военным комендантом порта и с железнодорожной станцией. Общее партийное собрание порта подробно обсудило создавшееся поло жение. Одна мысль руководила всеми - в кратчайший срок помочь осуще ствить переброску войск к границе и тем самым не дать возможности ко варному и сильному врагу двинуться на Кольский полуостров. Груженые пароходы немедленно отводили от причалов, чтобы дать место другим. Из Кольского залива одно за другим выходили суда. Темпы работы на прича лах были одинаково высокими и днем и ночью. Первым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на по бережье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения и вместе с другими судами продолжал перевозку резервов, пока к Титовке не подошли войска про тивника. Последним рейсом 30 июня «Енисей» вывез из Титовки раненых. Налеты немецкой авиации на Мурманский порт показали, что для укрытия людей недостаточно вырытых в первые дни войны примитивных щелей. Коллектив работников под руководством штаба ПВО приступил к сооружению прочных, долговременных оборонительных сооружений и укрытий. На территории порта и жилгородка было сооружено 122 укры тия, которые вмещали до 3700 чел. Патриотический порыв широких масс возглавили партийные органи зации. С 23 по 26 июня 1941 года во всех парторганизациях прошли со брания, на которых обсуждались задачи коммунистов в связи с началом Великой Отечественной войны. Коммунисты единодушно заявили, что считают себя мобилизованными. Для усиления политической работы ре шили создать на местах агитучастки. Такие участки были организованы в Мурманском и Архангельском портах, в Цуморстрое и на Мурманском су доремонтном заводе. 29 июня 1941 года Центральный комитет партии и Совет народных ко миссаров СССР обратились с директивой к партийным, советским, проф союзным и комсомольским организациям страны, в которой разъясняли, 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz