Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
Мурманск. 1934 год дю, который тут же окрестили «самым замечательным сооружением в этом городе». Однако прошло лишь несколько лет, и памятные знаки были уни чтожены, а о посещении Сталиным нашего края постарались забыть. Из тех, кто сопровождал главу государства, до XX съезда партии дожил толь ко Ворошилов. Сегодня, спустя десятилетия, можно попытаться отбросить конъюнктуру эпохи и взглянуть на те события объективно. Визит 22 июля 1933 года действительно стал историческим. Как-никак первое посещение Мурмана лидером страны. В его ходе обсуждались вопросы, сыгравшие за тем положительную роль в развитии края. <...> А еще он стал своего рода точкой отсчета, задал планку, на которую ориентировались первые лица державы, посещая Кольский полуостров. Хотя, разумеется, после следу ющих визитов никто уже не писал о «переломном моменте» и «плане чу десного преобразования»... <...> В 1939 и 1940 годах Мурманский порт осуществлял воинские перевоз ки для 14-й армии в связи с Финской кампанией. За эту работу многие пор товики были награждены орденами и медалями. 30 января 1940 года жители Мурманска и портовики торжественно встречали ледокол «И. Сталин» и пароход «Георгий Седов», возвратив шиеся в порт приписки после 812-суточного дрейфа во льдах Централь ной Арктики. В мае 1941 года Мурманский торговый порт состоял из трех грузовых районов, стройконторы, портофлота, механических мастерских, автобазы, конторы капитана порта и портоуправления. Порт имел 15 грузоподъем ных кранов, в том числе четыре портальных «Кировец», шесть железно дорожных кранов, два автокрана, один гусеничный кран и два плавкрана. В портофлоте было восемь буксирных пароходов, четыре мотобота, мо торный катер и 11 барж. Приближалась жесточайшая война с ее неисчислимыми жертвами. До ее начала оставались считаные дни. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz