Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

можном ответственном рейсе еще 19 июля. Разумеется, эта информация не афишировалась, и в курсе предстоящего визита были всего два-три де­ сятка человек. Между тем, пока мурманчане готовились, Сталин со сви­ той осматривал только что построенный, еще официально не открытый Беломорско-Балтийский канал и встречался в Сороке, нынешнем Беломор­ ске, с моряками Северной военной флотилии. Вечером 21 июля пароход «Анохин» доставил высоких гостей в Кандалакшу, где их уже ожидал спе­ циальный поезд, к утру следующего дня прибывший в Мурманск. Ныне единственным опубликованным источником, повествующим о тех событиях, являются воспоминания капитана «Буревестника» Андрея Чухчина* <...> По словам Чухчина, поздоровавшись с командой, Сталин сразу прошел в салон. Потом вышел на переднюю палубу, набил трубку и закурил, поло­ жив одну руку за борт шинели. «Стоял теплый июльский день, - рассказы­ вал Андрей Михайлович. - Ярко светило солнце, отражаясь бликами в вол­ нах залива. На палубе “Буревестника” стоял столик, на нем расположена карта. Товарищ Сталин, товарищи Ворошилов и Киров подолгу наблюдали в бинокли за берегом. Товарищ Сталин подошел ко мне и задал несколько вопросов, касающихся судовождения». Следуя на север, буксир держался ближе к восточному берегу, чтобы лидеры партии и правительства могли рассмотреть Угольную базу, Росту, Грязную губу, Ваенгу и так далее. <...> «Через несколько часов мы вышли в море. Погода по-прежнему стоя­ ла хорошая, ветер 2 балла, зыбь с моря. Товарищ Сталин, товарищи Во­ рошилов и Киров осмотрели Рыбачий, Кильдин. Затем “Буревестник” лег на обратный курс». «Буревестник» вернулся в окружной центр на 18 ми­ нут раньше назначенного срока. Гости осмотрели торговый порт, судоре­ монтный завод и траловую базу. Вскоре после этого тот же спецпоезд увез вождя на юг. Визит Сталина сразу же стал «историческим». Его объявили «перелом­ ным моментом в развитии Кольского полуострова». С ним связывали в ту пору принятие многих важных для Мурмана решений: о форсировании строительства гидростанций на Ниве и Туломе, об электрификации север­ ного участка Мурманской железкой дороги, о финансировании геологораз­ ведочных работ и освоении добычи новых полезных ископаемых. Вот лишь несколько цитат из мурманской прессы тех лет: «Великий Сталин, его соратники... разработали план чудесного преобразования не­ приветливых северных берегов», «22 июля 1933 года является днем рож­ дения нашего флота», «приезд товарища Сталина на Кольский полуостров решил будущее нашего сурового, но богатейшего и прекрасного края». В ле­ нинградском Центральном военно-морском музее демонстрировалась кар­ тина художника Мальцева, изображавшая Сталина, Кирова и Ворошилова, определявших место базирования будущего Северного флота. В Полярном помимо мемориальной доски 7 ноября 1951 года открыли памятник вож- * Извлечения из статьи Дмитрия Ермолаева, опубликованной в «Мурманском вестни­ ке» 24 сентября 2011 года. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz