Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
можном ответственном рейсе еще 19 июля. Разумеется, эта информация не афишировалась, и в курсе предстоящего визита были всего два-три де сятка человек. Между тем, пока мурманчане готовились, Сталин со сви той осматривал только что построенный, еще официально не открытый Беломорско-Балтийский канал и встречался в Сороке, нынешнем Беломор ске, с моряками Северной военной флотилии. Вечером 21 июля пароход «Анохин» доставил высоких гостей в Кандалакшу, где их уже ожидал спе циальный поезд, к утру следующего дня прибывший в Мурманск. Ныне единственным опубликованным источником, повествующим о тех событиях, являются воспоминания капитана «Буревестника» Андрея Чухчина* <...> По словам Чухчина, поздоровавшись с командой, Сталин сразу прошел в салон. Потом вышел на переднюю палубу, набил трубку и закурил, поло жив одну руку за борт шинели. «Стоял теплый июльский день, - рассказы вал Андрей Михайлович. - Ярко светило солнце, отражаясь бликами в вол нах залива. На палубе “Буревестника” стоял столик, на нем расположена карта. Товарищ Сталин, товарищи Ворошилов и Киров подолгу наблюдали в бинокли за берегом. Товарищ Сталин подошел ко мне и задал несколько вопросов, касающихся судовождения». Следуя на север, буксир держался ближе к восточному берегу, чтобы лидеры партии и правительства могли рассмотреть Угольную базу, Росту, Грязную губу, Ваенгу и так далее. <...> «Через несколько часов мы вышли в море. Погода по-прежнему стоя ла хорошая, ветер 2 балла, зыбь с моря. Товарищ Сталин, товарищи Во рошилов и Киров осмотрели Рыбачий, Кильдин. Затем “Буревестник” лег на обратный курс». «Буревестник» вернулся в окружной центр на 18 ми нут раньше назначенного срока. Гости осмотрели торговый порт, судоре монтный завод и траловую базу. Вскоре после этого тот же спецпоезд увез вождя на юг. Визит Сталина сразу же стал «историческим». Его объявили «перелом ным моментом в развитии Кольского полуострова». С ним связывали в ту пору принятие многих важных для Мурмана решений: о форсировании строительства гидростанций на Ниве и Туломе, об электрификации север ного участка Мурманской железкой дороги, о финансировании геологораз ведочных работ и освоении добычи новых полезных ископаемых. Вот лишь несколько цитат из мурманской прессы тех лет: «Великий Сталин, его соратники... разработали план чудесного преобразования не приветливых северных берегов», «22 июля 1933 года является днем рож дения нашего флота», «приезд товарища Сталина на Кольский полуостров решил будущее нашего сурового, но богатейшего и прекрасного края». В ле нинградском Центральном военно-морском музее демонстрировалась кар тина художника Мальцева, изображавшая Сталина, Кирова и Ворошилова, определявших место базирования будущего Северного флота. В Полярном помимо мемориальной доски 7 ноября 1951 года открыли памятник вож- * Извлечения из статьи Дмитрия Ермолаева, опубликованной в «Мурманском вестни ке» 24 сентября 2011 года. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz