Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

го и Терского берегов и занимался этим вплоть до образования в 1939 году Мурманского морского пароходства. В декабре 1932 года в стране было создано Главное управление Север­ ного морского пути (Главсевморпуть). Со второй пятилетки Мурманский порт стал постоянной базой Главсевморпути. Из Кольского залива отправ­ лялись суда в устья великих сибирских рек - Оби, Енисея, Лены, Колымы. В августе 1933 года под руководством О.Ю. Шмидта из Мурманского пор­ та уходила экспедиция на легендарном пароходе «Челюскин». В 1934 го­ ду Мурманск торжественно встречал ледорез «Ф. Литке», который вышел из Владивостока и преодолел Северный морской путь за одну навигацию. С 1933 года Мурманский порт по завозу грузов в Арктику стал одним из трех основных портов (наряду с Архангельским и Владивостокским). Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объем работы Мурманского порта, сделали его важней­ шим звеном в народном хозяйстве Кольского Севера. Грузооборот порта за годы второй пятилетки (1933-1937) вырос более чем в два раза. С орга­ низацией угольных разработок на Шпицбергене трестом «Арктикуголь» Мурманский порт увеличил объем перевалки угля и получил свою топлив­ ную базу. С 1934 года через порт пошел исключительно отечественный уголь - шпицбергенский, донецкий и печорский. В 1934 году грузооборот порта составил более одного миллиона тонн. Порт посетило 1766 судов, в том числе 354 судна большого каботажа и заграничного плавания, 1412 су­ дов малого каботажа и местного плавания. С приходом в порт в 1934 году нового земкаравана началось интенсив­ ное строительство трех лесных причалов № 12-14 (севернее второго пир­ са). С этих причалов после окончания строительства отправлялись грузы с октября 1936 по февраль 1939 года для Испанской Республики. Первые портальные краны появились в Мурманском торговом порту в 1934 году. Это были два крана «Кировец» грузоподъемностью 6 т - пер­ венцы отечественного краностроения. Численность рабочих и служащих в 1934 году - 1418 человек. Жилой фонд порта составлял - 40,7 тыс. кв. м; половину его занимали рабочие других организаций, так как в городе не хватало жилья. В Мурманске в 1934 году проживало более 100 тыс. человек. В 1931 году портовые судоремонтные мастерские были с Дровяного переведены на правый берег Кольского залива в кирпичное здание, по­ строенное к северу от мыса Варничный. В 1934 году уровень оборудова­ ния портовых мастерских позволил преобразовать их в судоремонтный завод. В 1936 году он был передан Балтийскому государственному морско­ му пароходству. Мурманский порт приступил к оборудованию для своих нужд новых мастерских. К началу Великой Отечественной войны они уже могли обеспечивать ремонт средств механизации и частично - судов пор­ тового флота. В связи со стремительным развитием рыболовного промысла пе­ ревалка рыбы через Мурманский торговый порт составила в 1937 году 258,6 тыс. т. Это повлекло выделение рыбных причалов торгового порта (расположенных к югу от мыса Варничный) с рыболовной базой в само- 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz