Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

В 1923 году Мурманский порт посетило 430 судов, а в 1924 году - 569. В 1925 году в порт прибыло 611 судов (из них 128 иностранных); грузообо­ рот составил 224 тыс. тонн. Основными статьями экспорта были - зерно, рыба, а импорта - уголь, хлопок, сельскохозяйственные машины. Идет строительство причалов. В 1926 году порт имел полный первый пирс, включавший причалы № 1-5, а также часть второго пирса - прича­ лы № 6-7 и 8 (лихтерная пристань). Была также так называемая железно­ дорожная пристань (смежная с причалом № 1). Общая длина причальных линий составляла 1165 м. Портовый флот имел в исправном состоянии: три портовых буксира («Дзержинский», «Строитель», «Рабочий»), порто­ вый ледокол № 6, паровую шаланду № 20, две баржи и один катер «Инес- Глория». В конце 1927 года на месте будущего рыбного порта (к югу от мыса Варничный) вступили в строй первые причалы, всецело предназначенные для перевалки рыбы. В 1928 году в порту началось строительство прича­ лов № 9-11 - последних причалов второго пирса. Они вступили в строй в 1932 году. В 1927 году грузооборот порта составил 552 тыс. т и был в 9 раз выше, чем в первый год после освобождения Мурманска от интервентов и белогвардейцев. В 1929 году порт приступил к постоянной перегрузке экспортного леса. Увеличились и грузопотоки угля и генеральных грузов. 4 марта 1930 года из Мурманского порта в Гамбург была отправлена первая партия апатита. Начиная с 1932 года (в связи с вводом в строй в Хибиногорске первой оче­ реди апатито-нефелиновой обогатительной фабрики) грузопоток апатита на экспорт резко возрастает и впоследствии стал одним из самых больших. В 1932 году грузооборот порта составил 794 тыс. т - это значило, что за де­ сять предшествующих лет он увеличился в 12 раз. В 1931 году порт был разбит на отдельные грузовые районы: рыбный, лесной, апатитовый, импортный. Во главе района были поставлены опыт­ ные руководители. Проведен ряд мероприятий, повысивших производи­ тельность труда. С созданием в стране Народного комиссариата водного транспорта Мурманский порт перешел с 1932 года в непосредственное его подчинение. Весной 1932 года в Мурманске побывала комиссия Ленинградского об­ кома ВКП(б) в составе И. Ирклиса и А.И. Микояна; летом 1932 года делами порта интересовался приезжавший в Мурманск С.М. Киров, летом 1933 го­ да, в связи с вводом в строй Беломорско-Балтийского канала, порт и залив посетила правительственная комиссия в составе И.В. Сталина, К.Е. Воро­ шилова, С.М. Кирова. Тогда для обеспечения базирования зарождающей­ ся Северной военной флотилии торговый порт выделил часть территории с постройками, так называемую железнодорожную пристань, и причалы № 1 - 2 . В 1933 году Мурманский порт был пополнен морскими буксирами «Мурман», «Карелец», «Кандалакша», «Память Русанова», «Поной», товаро- пассажирским судном «Уна» и тремя сухогрузными баржами. Мурманский портофлот начал каботажные перевозки между портопунктами Мурманско­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz