Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

шительное наступление. В западных странах развернулась мощная кампа­ ния «Руки прочь от России!». Ввиду безнадежности создавшегося положе­ ния интервенты вынуждены были начать эвакуацию. В июне 1919 года с Русского Севера ушли 7 пароходов с американцами, в августе Кольский по­ луостров оставили итальянские части. 13 октября 1919 года из Мурманска ушел последний пароход с англичанами и французами. Интервенция нанесла краю глубокие кровоточащие раны. Десятки су­ дов были уведены за границу, а более 60, брошенные командами и затоп­ ленные, валялись по всему побережью от Вардё до Кеми. Общий урон хо­ зяйству края оценивался в 300 млн рублей золотом. Но нельзя оценить людские жертвы... Положение белогвардейцев на Мурмане после бегства их западных со­ юзников значительно усложнилось. 21 февраля 1920 года власть белогвар­ дейцев пала. 7 марта 1920 года в Мурманск вошли части Красной Армии. Советская власть снова утвердилась во всех населенных пунктах Кольско­ го полуострова. В городе после освобождения от белогвардейцев насчитывалось 2487 человек населения. Городом Мурманск, как писала Вера Кетлинская, «можно было назвать только из доверия к его будущему». По учетным дан­ ным тех лет, Мурманск состоял из 50 бревенчатых зданий, 20 построек норвежского типа, 200 английских бараков из гофрированного железа и нескольких сотен старых вагонов, приспособленных под жилье, - так на­ зываемых «красных поселков», складов и хозяйственных помещений. Мно­ гие жили в землянках. Скученность, грязь, антисанитария вызывали массо­ вые заболевания. Тиф и цинга косили детей и взрослых. Люди голодали. На покосившихся настилах недостроенных причалов порта находилось 10 кранов (из них исправный - только один), а в портовых водах пребы­ вало 34 судна портового флота (из них лишь семь - наплаву). После изгнания с Кольской земли интервентов и белогвардейцев и с приходом советской власти началось восстановление разрушенного хозяй­ ства края и его планомерное развитие. Быстро развивался и Мурманский торговый порт. Зимой 1920/21 года в связи с закрытием Петроградского порта льдами поток угля через Мурманский порт возрос, и это потребова­ ло напряжения сил всего уезда. Разгрузка тогда производилась с помощью мешков, корзин и лопат. Пароходы были разгружены досрочно. Всего за зиму таким образом было обработано 30 судов с углем. 10 декабря 1923 года началась первая экспортная кампания по вывозу зерновых, интенсивно продолжавшаяся всю зиму. На линии Мурманск- Англия-Германия зимой 1923/24 года стояло 5 пароходов Севторгфлота. Население Мурманска ежегодно увеличивалось и к декабрю 1924 года достигло 6282 человек. Улучшились и бытовые условия, снабжение пред­ метами первой необходимости, здравоохранение. Вместе с тем на пред­ приятиях города, включая порт, не хватало более 25% рабочих, так как многие старались отработать вербовочный срок и уехать из-за неблаго­ устроенное™ жизни. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz