Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

бухты стали отправляться вглубь страны двумя путями: по железной доро­ ге - к Петрограду и на пароходах - в Архангельск. 6 июня 1916 года железнодорожный поселок у станции Мурман был на­ зван городом Романов-на-Мурмане. Официальное открытие города состо­ ялось 21 сентября (4 октября) 1916 года. В 1916 году в районе Семеновых островов действовали несколько организаций: Мурманстройка, Управле­ ние изысканий, Управление строительства пристанских устройств, Управ­ ление строительства военно-морских баз - Базстройка, Управление морско­ го порта, а затем, с основанием города Романов-на-Мурмане, и Управление устройства поселка. К весне 1917 года на строительстве Мурманского порта находилось 775 рабочих и служащих. В марте 1917 года было закончено строитель­ ство трех глубоководных причалов (№ 1, 2, 3) первого пирса. Постройка остальных причалов (№ 4 и 5) первого пирса близилась к окончанию. Об­ щая протяженность этих пяти причалов составляла 630 м. Шла забивка свай причалов № 6 и 7, относящихся к первым причалам второго пирса. Для разгрузочных операций Мурманский порт имел три береговых крана грузоподъемностью 5-10 т и один плавучий кран грузоподъемностью 40 т. Кроме того, управление Мурманстройки имело два 10-тонных крана. Из-за низкой пропускной способности Мурманской железной дороги морские коммуникации в условиях мировой войны приобрели для России огромное значение. Благодаря ледоколам, купленным в Англии, и созда­ нию службы наблюдения за льдами, проводка судов к Архангельску осу­ ществлялась в течение всей зимы 1916/17 года. Германское командование предпринимало немало усилий, чтобы поме­ шать доставке грузов в северные порты России. Весной 1915 года немцы расставили мины на пути движения судов у Восточного Мурмана и в Горле Белого моря, на которых с открытием навигации подорвалось несколько иностранных и русских судов. В июне 1915 года в русских водах появил­ ся немецкий вспомогательный крейсер «Метеор». Близ берегов Северной Норвегии находились еще два немецких крейсера - «Берлин» и «Гроссер кюрфюрст». Царское правительство вынуждено было принять ряд мер для обеспечения безопасности судоходства в северных водах. В частно­ сти, Морской Генеральный штаб обратился к союзникам с просьбой при­ слать в Кольский залив боевые корабли для охраны судов и побережья. Английское адмиралтейство направило на Мурман броненосец «Альбер- маль», крейсер «Ифигения», базы «Эрнестен» и «Санинендайль», а также 15 тральщиков, которые на зиму стали на рейде порта. 21 марта 1916 года сюда же прибыл французский крейсер «Шампань» в дальнейшем одни ко­ рабли заменялись другими, но присутствие союзного, особенно английско­ го, флота стало постоянным. Прибытие значительных военно-морских сил потребовало создания на Мурмане береговых баз, способных принять и снабдить всем необходи­ мым флотилию с экипажами общей численностью до шести тысяч человек. Для сооружения Кольской военно-морской базы отвели участок берега к югу от Мурманского торгового порта (ныне - территория рыбного порта). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz