Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

- Причем не о коррупции, отдельной от государства, но о коррупции как основе, стержне всей выстроенной государственно-политической си­ стемы. Системы крайне неэффективной с точки зрения условий для эко­ номического роста, защиты наших долгосрочных интересов, обеспечения приемлемых условий жизни для большинства людей. Вдумайтесь: в госсобственности - более трети бывшей общенародной собственности (включая контрольные пакеты акций РАО «ЕЭС России», «ЛУКОЙЛа», «Аэрофлота» и др.). Эта собственность должна либо решать социальные задачи (обеспечить людей теплом и т. п.), либо приносить прибыль. А что у нас? Поступающая в федеральный бюджет прибыль от всей госсобственности в сумме меньше, чем прибыль от одного российско- вьетнамского «Вьетсовпетро» по добыче нефти у берегов Вьетнама. Поче­ му? Межгосударственный договор, заключенный еще в советские времена, и работа вьетнамской стороны таковы, что ни приватизировать россий­ скую долю, ни спрятать прибыль нельзя. Всего-то! Творившееся у нас последние десять лет не имеет к западной модели развития никакого отношения. Государство выпустило из-под контроля стратегические объекты. По морским портам и аэропортам невозможно вы­ яснить, кто же их собственник. Сравните с явно «западной» Польшей. Все три морских порта приватизированы так: половина акций - государству, примерно четверть - местному самоуправлению, оставшееся - инвесторам. Даже в «либеральных» США государство контролирует собственников. У нас же предприятия, производящие турбины для подводных ло­ док, двигатели для самолетов и ракет, отданы под контроль компаний из стран - участниц НАТО. - Вы затронули важную тему. По сути, речь идет о сдаче долгосрочных на­ циональных интересов ? - Да. И если наводить в своем доме порядок, защищать национальные интересы, как это делают равно и на Западе, и на Востоке, то начать сто­ ит с того, что не допускать к власти проворачивавших эти сделки. Пока же эти люди занимают высокие должности в государстве и на ключевых предприятиях с госучастием... И еще, сравните: федеральный бюджет, которым так тщательно зани­ маются депутаты, - 40 млрд долларов, а запасы нефти и газа на Сахали­ не, переданные иностранным компаниям (еще и зарегистрированным в оффшорных зонах) на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) с правом вывода из-под судебного иммунитета России, - около 80 млрд дол­ ларов. Правительство внесло в Думу бюджет, но в нарушение закона не представило доклад о реализации СРП. Депутаты важно спорят о милли­ онах рублей, судьба же десятков миллиардов долларов и, следовательно, будущих бюджетов решается без информации, да еще и законопроектами в несколько страничек, истинного веса которых большинство депутатов себе не представляют... - Но мы много слышали о большом успехе реализации СРП на Сахалине? - Получить за такой объем нефти и газа «две больницы и три школы» - «успех» выдающийся. Мы в 1999 году проверяли, как работают соглашения 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz