Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Линкор «Чесма» На третий день после нового, 1917 года в порт прибыл броненосец «Чесма». С его приходом военная флотилия Северного Ледовитого океа­ на, базировавшаяся на Мурмане, стала выглядеть вполне внушительно: сам броненосец, крейсер «Варяг», две подводные лодки (одна из них - № 1 - позднее затонула в Кольском заливе, другая - «Дельфин» - ушла на Бал­ тику), миноносцы «Грозовой» и «Властный», плавмастерская «Ксения», посыльное судно «Купава». Позже флотилия продолжала пополняться. В середине июня появился красавец-крейсер «Аскольд». Всего в 1917 году на Мурмане базировалось более 20 военных кораблей. Пароходам требовались уголь и большое количество воды. Водопрово­ да в современном понимании в то время не было, и суда обслуживали во­ доналивной бот около 20 т вместимости, плашкоут № 20 емкостью 400 т, «Хопер-1» и «Хопер-2» емкостью по 600 т и плашкоут «Вольный остров» на 250 т. Воду приходилось набирать в Варяжском водопроводе (на Абрам- мысе), проведенном из озера через целую систему деревянных лотков, и в Тюва-губе. А бункерный уголь хранился в принятом от Архангельска па­ русном судне «Катанга» грузоподъемностью 3200 т. От острова Мудьюг грузы по льду гужом перевозили к Архангельско- Вологодской железной дороге для дальнейшего транспортирования по назначению. Некоторая часть военных грузов была отправлена из Мур­ манского порта в Петроград сухопутным путем. Там, где не было еще же­ лезнодорожных путей, использовались на транспортировке грузов олени и лошади. С началом свободной навигации по Белому морю основной по­ ток военных грузов пошел из-за границы непосредственно в Архангель­ ский порт. 23 апреля 1916 года прокладка рельсового пути на линии Кандалакша- Мурманский порт была в черновом исполнении закончена. Теперь грузы из Семеновской бухты в Кандалакшу стали отправляться прямым путем без перевозки на лошадях и оленях. А 15 ноября (по старому стилю) 1916 го­ да была сдана во временную эксплуатацию Мурманская железная дорога в целом (от Мурманского порта до Петрозаводска). Грузы из Семеновской 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz