Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
В ноябре прошлого года в Мурманск в рамках международного сотруд ничества прибыла группа американских специалистов, работавших над проектом приватизации. Зарубежные специалисты исходили из осново полагающего принципа - создание в порту конкурирующих фирм на базе имеющихся производственных мощностей и трудового коллектива. Имен но конкуренция должна дать мощный стимул к повышению эффективно сти производства. Предполагалось организовать по одному варианту - 10 фирм, по другому - 7 плюс морская администрация. Одновременно была создана комиссия по приватизации порта в соста ве ряда должностных лиц государственных органов, представителей порта В. Стрижа и В. Никулина под председательством П. Мостового. В апреле т. г. комиссия с участием министра транспорта В. Ефимова и П. Мостово го рассматривала план приватизации порта, но конкретного решения не приняла. На последнем совещании комиссии с участием директора Мор- департамента Н. Цаха было признано необходимым провести приватиза цию порта до 30 июня, а конференцию трудового коллектива - до 31 мая. Изучение мнения портовиков показало, что большинство из них жела ет, чтобы их предприятие акционировалось как единое целое и с примене нием второго варианта льгот - с выкупом контрольного пакета трудовым коллективом. Учитывая все обстоятельства, как сообщил В. Никулин, при казом начальника порта из специалистов порта и под председательством В. Стрижа была создана комиссия по приватизации данного предприятия. Эта комиссия подготовила проект Устава акционерного общества и план приватизации порта. Далее В. Никулин вкратце ознакомил делегатов с планом приватиза ции. Уставный капитал определен в сумме 75,6 млн руб. (в ценах до 1 июля 1992 г.). Приватизируется 55 процентов основных фондов. Не подлежат приватизации имущество инспекции портового надзора, причалы, откры тые складские помещения, инженерные коммуникации, железная дорога, здание управления порта и морские вокзалы в Мурманске и Североморске. Несмотря на предложенный проект акционирования порта как едино го предприятия, следует иметь в виду, что в будущем предстоит структур ная перестройка акционерного общества. Сейчас в порту имеется ряд убы точных подразделений, а существующая структура малоэффективна. Но, по мнению членов комиссии по приватизации, структурную перестройку следует осуществить не путем кавалерийской атаки в течение месяца-двух, а постепенно, не нанося ущерба работе всего коллектива. Важным являет ся и необходимость сохранения рабочих мест. Кстати, вариант приватиза ции, предложенный американцами, предполагал сокращение нескольких сот работающих. На этом В. Никулин завершил свой доклад и ответил на вопросы де легатов. Затем начались прения, протекавшие довольно эмоционально и высветившие два подхода к акционированию порта. Выступил американский эксперт, еще раз объяснивший преимущества приватизации по западному образцу. По его мнению, создание единого акционерного общества означает замену государственной монополии на 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz