Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

В ноябре прошлого года в Мурманск в рамках международного сотруд­ ничества прибыла группа американских специалистов, работавших над проектом приватизации. Зарубежные специалисты исходили из осново­ полагающего принципа - создание в порту конкурирующих фирм на базе имеющихся производственных мощностей и трудового коллектива. Имен­ но конкуренция должна дать мощный стимул к повышению эффективно­ сти производства. Предполагалось организовать по одному варианту - 10 фирм, по другому - 7 плюс морская администрация. Одновременно была создана комиссия по приватизации порта в соста­ ве ряда должностных лиц государственных органов, представителей порта В. Стрижа и В. Никулина под председательством П. Мостового. В апреле т. г. комиссия с участием министра транспорта В. Ефимова и П. Мостово­ го рассматривала план приватизации порта, но конкретного решения не приняла. На последнем совещании комиссии с участием директора Мор- департамента Н. Цаха было признано необходимым провести приватиза­ цию порта до 30 июня, а конференцию трудового коллектива - до 31 мая. Изучение мнения портовиков показало, что большинство из них жела­ ет, чтобы их предприятие акционировалось как единое целое и с примене­ нием второго варианта льгот - с выкупом контрольного пакета трудовым коллективом. Учитывая все обстоятельства, как сообщил В. Никулин, при­ казом начальника порта из специалистов порта и под председательством В. Стрижа была создана комиссия по приватизации данного предприятия. Эта комиссия подготовила проект Устава акционерного общества и план приватизации порта. Далее В. Никулин вкратце ознакомил делегатов с планом приватиза­ ции. Уставный капитал определен в сумме 75,6 млн руб. (в ценах до 1 июля 1992 г.). Приватизируется 55 процентов основных фондов. Не подлежат приватизации имущество инспекции портового надзора, причалы, откры­ тые складские помещения, инженерные коммуникации, железная дорога, здание управления порта и морские вокзалы в Мурманске и Североморске. Несмотря на предложенный проект акционирования порта как едино­ го предприятия, следует иметь в виду, что в будущем предстоит структур­ ная перестройка акционерного общества. Сейчас в порту имеется ряд убы­ точных подразделений, а существующая структура малоэффективна. Но, по мнению членов комиссии по приватизации, структурную перестройку следует осуществить не путем кавалерийской атаки в течение месяца-двух, а постепенно, не нанося ущерба работе всего коллектива. Важным являет­ ся и необходимость сохранения рабочих мест. Кстати, вариант приватиза­ ции, предложенный американцами, предполагал сокращение нескольких сот работающих. На этом В. Никулин завершил свой доклад и ответил на вопросы де­ легатов. Затем начались прения, протекавшие довольно эмоционально и высветившие два подхода к акционированию порта. Выступил американский эксперт, еще раз объяснивший преимущества приватизации по западному образцу. По его мнению, создание единого акционерного общества означает замену государственной монополии на 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz