Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
В конце 1970-х годов один из руководителей порта публично сказал, что наше предприятие является не только отличным предприятием по освоению быстрорастущих грузопотоков, но и выполняет часть функций, присущих научно-исследовательскому институту и центральному конструк торскому бюро. С первой частью его утверждения я был согласен. Да и против второй части его заявления мне не хотелось возражать. Почему? Потому что Мурманский морской торговый порт имел хорошее конструк торское бюро, а также много рационализаторов, возглавляемых портовым советом ВОИР, в порту было немало членов НТО с представителями в его бассейновом правлении; в учебно-методическом кабинете ММФ был наш представитель, порт тесно сотрудничал с ЛенморНИИпроектом, стал в 1964 году инициатором проектирования и строительства второго, более производительного и экологически чистого, комплекса для перегрузки апа титового концентрата. Торговый порт помог в 1969 году вскрыть комис сии областного народного контроля причины увеличения простоев судов в рыбном порту после ввода там в эксплуатацию глубоководного района (подробности - газета «Полярная правда», 1969 год). В 1977 году порт при нял участие в разработке рекомендаций по улучшению производственной деятельности портов Баренцбург и Пирамида. Разработка рекомендаций велась Мурманским отделением ЦНИИМФ, но там был специалист пор та, оформленный по совместительству старшим инженером. Выполнялись портом и другие научно-исследовательские работы. В Мурманском торговом порту в период интенсивной реконструкции и быстрого роста грузопотоков возникли большие трудности. Не хвата ло причалов, крытых складов и открытых площадей. Намного увеличи лись простои судов в ожидании очередности обработки и штрафы от су довладельцев за это. Но и в этих экстремальных условиях порт проявил изобретательность и вышел из тяжелого положения. Попробовали и за тем стали размещать (вероятно, впервые в практике) на одном причале одновременно два вида навалочных грузов. Генеральные грузы, требо вавшие хранения в крытых складах, стали отвозить на отдаленные от крытые складские площади и хранить там под брезентами. С этой целью было закуплено несколько сотен больших брезентов. С помощью мощ ных плавучих кранов сделали новую расстановку портальных кранов по причалам. Проложили дополнительные подкрановые и железнодорож ные пути. Увеличили численность докеров-механизаторов. Суда и желез нодорожные вагоны стали обрабатывать только прогрессивным (узким фронтом) и т. д. В результате порт освоил дополнительные грузопотоки и тем самым намного увеличил свои доходы, а за экономию стояночно го времени судов против установленных норм стал получать от судовла дельцев большие премии. Мурманский торговый порт постоянно давал разработчикам правил по охране труда и правил технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования свои замечания и предложения. Многие из них были с бла годарностью приняты и затем внедрены. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz