Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Продолжает повышаться уровень комплексной механизации грузо- переработки в результате совершенствования технологии перевалки, развития пакетных и контейнерных перевозок. В 1974 году он составил в целом по порту 95,8%, в частности на генеральных грузах - 68,9%, на лесных - 95,6%, а на навалочных - 97,6%. По портам ММФ уровень ком­ плексной механизации в 1974 году составлял в целом по грузопереработ- ке 90,4%, по лесным грузам - 85,5%, по навалочным - 97,6%, по генераль­ ным - 75,8%. Замена деревянных причалов на железобетонные (металлические), строительство новых причалов постоянно вызывали в порту изменение специализации причалов и перестановку портальных кранов с причала на причал. В 60-70-х годах в порту по вышеуказанным причинам были произ­ ведены десятки перестановок портальных кранов. Как правило, порталь­ ные краны переносились без демонтажа или после демонтажа плавкранами большой грузоподъемности. В пределах одного пирса причалов порталь­ ные краны перегонялись своим ходом по дополнительным временным под­ крановым путям. Имел место и перегон портальных кранов на большое расстояние - с одного грузового района на другой. В частности, в 1975 году был осуществ­ лен перегон трех портальных кранов «Сокол» с причала № 4 на новый причал № 19. Расстояние между указанными причалами составляло более километра. Трасса перегона имела много поворотов, пересекала действу­ ющие железнодорожные пути, автотранспортные дороги и складские пло­ щади. Вес крана составлял 241 т, высота крана - 47 м. Перегон осложнялся уклонами территории, к которым портальные краны очень чувствительны. Но наиболее ответственным при перегоне был участок на стыке причалов № 18-19. Здесь свеженасыпанные грун­ ты еще не уплотнились и не исключалась их просадка под тяжестью мно­ готонных механизмов. Трудности перегона были преодолены, краны бы­ ли установлены на причал № 19 и приступили к перегрузочным работам. Перегон кранов «Сокол» осуществлялся бригадой Мурманского участка управления «Севмормонтаж» под руководством Б.М. Федорова - отлич­ ного специалиста-монтажника, почетного работника морского флота. Под его руководством смонтированы десятки портальных кранов различных моделей. Самоотверженно работал на перегоне этих кранов прораб Мур­ манского участка управления «Севмормонтаж» В.Р. Прохоров и рабочие- монтажники В.Ю. Вайно, О.Д. Беляков, А.П. Сысоев, Е.И. Зотов, В.Я. Са­ вельев. Хорошо потрудились и портовики - инженеры-механизаторы, электротехники, портовые рабочие. Особенно отличились заместитель бригадира В.П. Зубов, портовые рабочие А.Н. Агеев, В.Н. Шилов, А.Д. Шу- мигора, В.П. Вячкилев, Н.И. Годорожа. Перегон кранов «Сокол» исклю­ чил необходимость их демонтажа и дал большой экономический эффект. Значительных творческих успехов добился коллектив рационализато­ ров порта за годы IX пятилетки. За этот период портовиками было подано 1273 рационализаторских предложения, из которых 1168 внедрены. Эко­ номический эффект составил около полумиллиона рублей. В течение пя- 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz