Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

Из года в год росла активность рационализаторов порта. В 1968 году ими было подано 225 рационализаторских предложений. Коллектив рацио­ нализаторов порта принимал активное участие в Общесоюзном смотре тех­ нического творчества молодежи, проходившем под девизом «Пятилетка - мастерство и поиск молодых». На втором этапе указанного смотра (с июля по октябрь 1968 года) рационализаторами было подано 69 рационализатор­ ских предложений, из них 55 предложений внедрены. 16 лучших предложе­ ний направлены оргкомитетом ММФ на выставку технического творчества молодежи на ВДНХ СССР. Главным комитетом ВДНХ было отмечено во­ семь предложений молодых новаторов Мурманского порта. Из них четы­ ре человека награждены бронзовыми медалями ВДНХ и денежными пре­ миями, а четыре человека - дипломами и медалями лауреата Всесоюзной выставки технического творчества молодежи. Бронзовыми медалями и де­ нежными премиями были награждены: Г.И. Корженевский - сменный ме­ ханик буксирного теплохода «Кильдин», А.А. Беляев - сменный инженер БРЛС «Раскат», Н.И. Нениводин - дизелист БРЛС «Раскат», А.И. Кицен- ко - слесарь первого грузового района. Дипломами и медалями лауреата Всесоюзной выставки технического творчества молодежи награждены: И.С. Авраменко - групповой механик первого грузового района, А.А. Сибелин - зам. начальника первого грузо­ вого района, В.И. Ивашин - электрик первого грузового района. Л.В. Гош- товт - инженер отдела капитального строительства порта. В 1970 году открылась постоянная линия Мурманск-Дудинка-Мур- манск. Первым 14 августа с грузом норильской медно-никелевой руды для комбината «Североникель» прибыл теплоход «Донской». Новый грузопо­ ток означал не только увеличение грузооборота порта (в 1970 году гру­ зооборот составил 7 млн 19 тыс. т), но и резкое продление арктической навигации. Новая линия наладилась не сразу, и потребовались поистине героические трудовые усилия моряков транспортного флота, ледоколыци- ков, портовиков Мурманска и Дудинки, прежде чем маршрут Мурманск- Дудинка-Мурманск превратился в нормально действующую магистраль. В 1970 году (по состоянию на 10 января) в Мурманском порту было 10 механизированных сухогрузных причалов. Общая длина их составля­ ла 1515 м. Кроме того, порт имел два служебно-вспомогательных причала, один причал для бункеровки судов жидким топливом и один пассажирский пирс дальних линий. На 1 января 1971 года в порту было 37 портальных кранов, три плавкрана («Вейли» - грузоподъемностью 90 т, «Вейли» - 34 т, «Блейхерт» - 15 т), семь гусеничных и автомобильных кранов, один же­ лезнодорожный кран, 52 автопогрузчика и 50 электропогрузчиков. С по­ мощью автопогрузчиков и электропогрузчиков в 1970 году было перегру­ жено 472,5 тыс. т различных генеральных грузов. Чистая интенсивность грузовых работ составила 6529 т в судо-сутки. Новые задачи, стоящие перед портом, требовали его дальнейшей ре­ конструкции и расширения, ЛенморНИИпроект разработал технорабо­ чий проект строительства причалов № 18-23. Дноуглубительные рабо­ ты и образование территории согласно проекту были начаты в 1971 году. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz