Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

лений от сверхплановой прибыли, на паях с Мурманскморстроем, присту­ пил к возведению 9-этажного 48-квартирного жилого дома. 6 ноября 1967 года портовики перешли на пятидневную рабочую не­ делю. В 1967 году порт обработал 1285 судов. Грузооборот порта составил 6175 тыс. т, экономия стояночного времени - 12 тыс. судо-часов, сверхпла­ новая прибыль - 430 тыс. руб. Вложения в капитальное строительство на 1968 год составили 2 млн 860 тыс. руб. Эти деньги выделялись на бытовые помещения первого гру­ зового района, кузнечно-сварочный цех механических мастерских, столо­ вую и бытовые помещения второго грузового района и др. При подведении итогов за первое полугодие 1968 года выяснилось, что резко возросла прибыль - она составила 638 тыс. руб., повысилась рента­ бельность, выросли уровень комплексной механизации и производитель­ ность труда. Увеличилась на 11,5% и заработная плата портовиков. В 1969 году были созданы школы передового опыта, преподавание в которых вели инженер-нормировщик М.С. Силков, лучшие стивидоры В.И. Ефимков, В.А. Орехов и другие. Состоялось открытие вновь постро­ енной туристической базы в живописных окрестностях реки Туломы. Ука­ занная база стала любимым местом отдыха портовиков. В октябре 1970 года строительство второго транспортерного комплек­ са для перегрузки апатитового концентрата было закончено полностью. Теперь порт для перегрузки апатитового концентрата имел два комплек­ са. Они включали две разгрузочные галереи (одна для вагонов-хопперов, другая - для вагонов с подымающимся кузовом), два причала (№ 15 и 16) с двумя погрузочными машинами на каждом причале, один крытый склад емкостью на 25 тыс. т груза. На перевозке апатитового концентрата с ком­ бината «Апатит» в порт Мурманск работало около 250 вагонов: из них 60% составляли вагоны-хопперы и 40% - вагоны с подымающимся кузовом. Су­ точная подача апатитового концентрата иногда достигала 16,0 тыс. т. По­ дача указанного груза в порт велась замкнутыми железнодорожными марш­ рутами («верхушками»). В обращении находилось четыре-пять «вертушек». Использование двух типов вагонов вызывалось недостаточным коли­ чеством вагонов с подымающимся кузовом. Из-за подачи в порт двух типов вагонов не представлялось возможным вывести из эксплуатации на капи­ тальный ремонт старую разгрузочную галерею, предназначенную для раз­ грузки вагонов-хопперов. Указанная галерея не была на капитальном ре­ монте ни разу со времен ее постройки, то есть с 1957 года. Несмотря на наличие двух перегрузочных комплексов (причалов) для апатитового концентрата, Мурманский порт производил отгрузку указан­ ного груза на морские суда только через один причал. Как показали расче­ ты, выполненные специалистами порта, обработка судов одновременно у двух причалов при установившейся суточной подаче апатитового концен­ трата в порт неэкономична, так как резко увеличила бы валовое стояноч­ ное время судов под обработкой и в ожидании причала. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz