Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.

строительный кирпич, цемент, рыбная мука навалом, сельдь в бочках и некоторые другие. Грузопоток сахара-сырца в 1962 году прекратился, но появился новый груз - трубы большого диаметра, поступившие из Запад­ ной Германии. В 1963 году грузопоток этих труб прекратился. План 1962 года был выполнен к 1 декабря. В этом году 121 портовик был удостоен звания ударника коммунистического труда. Продолжала со­ вершенствоваться технология погрузочно-разгрузочных работ. Увеличи­ вается объем внедрения отечественных погрузчиков С-153 и ПСГ-100, предназначенных для подачи угля из подпалубных пространств судна на просвет люка. Внедряются более емкие грейферы. С 1963 года начала раз­ виваться пакетная отправка морем строительного кирпича и баллонов с кислородом. Рационализаторами порта изменена конструкция одного из угольных грейферов, после чего стало возможным его использование на выгрузке рыбной муки из тральщиков типа «Лесков». Увеличено количе­ ство грузовых поддонов для внутрипортовой перевалки мелкотарных гру­ зов. Уровень комплексной механизации в 1963 году по сравнению с 1959 го­ дом вырос в порту на грузовых работах в 1,7 раза и составил в целом по грузопереработке 81,5%, в том числе по навалочным грузам - 90,0%, лес­ ным - 83,0%, генеральным (штучным) - 24,7%. В 1964 году за звание коллектива коммунистического труда боролись в порту 39 бригад и 32 экипажа портового флота. В портовом флоте, по инициативе коммунистов теплохода «Шкипер», развернулось движение за переход на работу по совмещенным профессиям, что дало большой эконо­ мический эффект. Все экипажи пассажирских судов портофлота были по­ степенно переведены на работу по совмещенным профессиям. С января 1964 года, с начала реконструкции причала № 11, началась планомерная замена деревянных причалов на железобетонные, долговре­ менные. Основным типом причала выбрали стальной заанкерованный больверк с первой категорией эксплуатационных нагрузок. В 1964 году Мурманский торговый порт ввел в эксплуатацию гараж ма­ лой механизации, мастерские рудного района. Были построены на первом грузовом районе столовая, бытовые, реконструирован двухэтажный склад № 8 . Рос парк машин малой механизации и тяжелого кранового оборудова­ ния. На 1 января 1965 года порт имел 31 портальный кран. Около 400 ра­ ботников имели высшее и среднее образование. Неузнаваемо изменился и профессионально-социальный состав рабочих. Возросший уровень квали­ фикации портовых рабочих поставил на повестку дня вопрос о создании комплексных механизированных бригад. Начались пересмотр и совершен­ ствование технологии перевалки многих грузов. За успехи в социалистическом соревновании порт в 1964 году дважды награждался переходящим Красным знаменем ММФ и ЦК профсоюза. Го­ довой план 1964 года порт выполнил на 42 дня раньше срока, 19 ноября, и переработал более 4 млн т груза, став (по грузообороту) одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за полярным кругом. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz