Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
нов составляло 27 единиц. Основными моделями кранов были «Ганц» грузоподъемностью 5 т, «Блейхерт» - 10 т, «Стотгард и Питт» - 3 и 6 т, «Альбрехт-П» - 10 т, «Клайд» - 43 т, «Америкен Хойст» - 24,9 т, «Вейли» - 25 т, «Цемаг» - 10 т. В 1959 году порт продолжал осваивать новый для себя вид экспортного груза - железорудный концентрат. Крановщики, работавшие на его пере валах, предложили после испытаний работать без сигнальщиков, что вы свободило 12 человек и дало значительную экономию средств. Активизи ровалась работа рационализаторов. Всего в 1959 году было подано более 80 рационализаторских предложений с годовым экономическим эффектом более миллиона рублей (в существовавших ценах). В порту развернулось движение по почину ткачихи из Вышнего Во лочка Валентины Гагановой. Поддерживая ее почин, первым в отстаю щую бригаду (№ 15) перешел бригадир грузчиков А.Г. Сидоренко, кото рый сумел вывести эту бригаду с тридцатого места на четвертое. К началу 1960 года за звание ударника коммунистического труда в порту боролись свыше 400 человек. В январе 1960 года Мурманский порт вызвал на со циалистическое соревнование Архангельский и Калининградский пор ты. Портовики обменивались делегациями, контролировали выполнение плана и обязательств, участвовали в производственных совещаниях, на конференциях и собраниях. В порту было организовано постоянно дей ствующее производственное совещание - ПДПС, на котором рассматри вались многие актуальные вопросы, направленные на совершенствование перевалки грузов. 6 мая 1960 года произошло знаменательное для порта событие: в порт вошел первый атомный ледокол «Ленин». 1 августа 1960 года порт перешел на семичасовой рабочий день. Одно временно приказом министра морского флота было введено Положение об аттестации и переаттестации портовых рабочих. Отныне навсегда стало уходить из обихода слово «грузчик». В результате социалистических пре образований в стране, а также индустриализации производства родились новые понятия - «портовый рабочий», «докер», полностью соответству ющее и сути производства, и социальной роли портовика. Улучшились жилищно-бытовые условия портовиков: в 1960 году порт получил 4460 кв. м благоустроенной жилой площади и общежитие на 500 человек. В 1960 году порт обработал 865 судов, из них 112 - в срок, 740 - досроч но, 13 - с простоем из-за ожидания груза. В начале марта 1962 года вступил в строй новый морской вокзал с пер выми причалами местных линий. Портовый флот пополнился новыми комфортабельными пассажирскими катерами типа «Шкипер» и «Суворо вец». В порту появился первый дизельный буксир «Кутузов» мощностью 1200 л. с. Позднее были получены три катера типа «Штиль» пассажиро- вместимостью 20-25 человек. Осенью 1963 года в порт поступили буксир повышенной маневренности «Кильдин» мощностью 1200 л. с. и специаль ный катер «Лоцман». В 1966 году порт получил новый буксир-кантовщик 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz