Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
Основной задачей строительного управления № 7 было восстановление и реконструкция порта и судоремонтного завода Министерства морского флота. В порту начали реконструкцию причала № 12. Предусматривалось также строительство здания автоматической телефонной станции, пасса жирского района, гаража малой механизации и клуба моряков. В 1953 го ду началось строительство механизированного комплекса по перегрузке апатитового концентрата. Строительство его продолжалось четыре года. Порт начал организацию приписных портопунктов на побережье, в частности в Териберке, Кильдине, Харловке, Дроздовке, Дальних Зелен цах, Гремихе, Поное, Лиинахамари и др. Уровень образования в порту был низким даже среди молодежи. На бассейновом комсомольском собрании 26 апреля 1955 года сообщалось, что из 115 членов ВЛКСМ с высшим образованием в порту - трое, со сред ним - 30, с семилетним - 35, с начальным - 47. Принимая встречный план 1951 года, портовики обязались увеличить переработку грузов на 32%, повысить производительность труда, дать свы ше 7,7 миллиона рублей прибыли. В 1952 году в порту соревнованием было охвачено 1605 человек, в том числе 219 - стахановцев и 235 ударников. В развитии соревнования боль шую роль играла портовая партийная организация. В 1952 году она состо яла из 285 членов и кандидатов в члены партии, из которых 186 работали непосредственно на производстве. В 1955 году в порту широко развернулось соревнование за овладение смежными профессиями, положившее начало созданию будущих комплекс ных бригад. План по грузопереработке 1955 года коллектив портовиков выполнил на 23 дня раньше срока. С 4 февраля 1956 года в порту появил ся новый грузопоток - свежемороженая рыбопродукция, прибывающая на рефрижераторных судах. Мурманский рыбный порт из-за отсутствия глубо ководных причалов не мог принимать глубокосидящие рефрижераторные суда, поэтому они обрабатывались в торговом порту. План по грузопере работке 1956 года порт выполнил досрочно, 9 ноября, переработал более 300 тыс. т груза сверх плана и дал 1,5 млн рублей сверхплановой прибы ли. Производительность труда повысилась до 42,4 т на человека в смену (в 10 раз больше, чем в 1930 году, или в три раза больше, чем в 1945 году). 26 июля 1957 года пароход «Лондо» был загружен апатитовым концентра том в количестве 5000 т за 18 часов с помощью первого транспортерно го комплекса. С этого времени транспортерная перегрузочная установка (комплекс) для апатитового концентрата прочно заняла свое место среди основных производственных объектов порта. В порту шла подготовка специалистов массовых профессий. Так, за 1957 год было подготовлено 638 рабочих-портовиков и около 400 человек повысили квалификацию. План 1958 года портовики выполнили к 25 ноября, на месяц раньше срока. Было перегружено сверх плана 200 тыс. т груза и получено 2,4 млн рублей сверхплановой прибыли. Порт стал пополняться более современ ными портальными кранами. В 1959 году количество портальных кра- 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz