Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт – труженик и воин : (исторический очерк к столетию основания порта) / Г. Н. Елькин. - Архангельск : Правда Севера, 2015. - 256 с. : ил., портр.
большинстве действующих причалов, совершенно отсутствовала канализация, а подземные линии электроснабжения представляли собой разрозненные куски, не обеспечивавшие даже минимальные нужды порта. Строительные мастера, практики, выросшие из бригадиров, А. О. Яблоков, Н.Е. Ковыршин, Я. В. Августов, В.Н. Ярышев постигали все строительные труд ности, руководя работами по забивке свай и штукатурке, рубке ряжа и кирпичной кладке, бетонированию и отделочным работам. Все помнят бригадира плотников Рассолова, бригадиров т а к называемых «разнорабочих» Уманского и Кокаря. Э ти разнорабочие были мастерами на все руки - они и землю копали, они и сваи били, они и бетонировали, они и водопровод прокладывали... Первая послевоенная пяти летка характерна, прямо сказать, «залечиванием ран», т а к как все работы про изводились хозяйственным способом. В первые послевоенные годы за счет ассигнований на капитальный ремонт в порту произведена реконструкция причалов № 1, 4, 5, а затем и причалов № б, 7 в деревянном исполнении. После капитального ремонта и реконструкции на указанных причалах были установлены портальные кра ны. Восстановление разрушенных причалов и жилья в основном произво дилось силами ремстройконторы порта. Однако в скором времени стало ясно, что ремстройконтора не в состоянии освоить большой объем капи тального строительства, не говоря уже о полном восстановлении порта, а тем более - о генеральной его реконструкции. В связи с этим в 1949 го ду на базе ремстройконторы порта была создана самостоятельная специа лизированная строительная организация - строительное управление № 7 (позднее - СУ-416, а затем - трест «Мурманскморстрой»). Порт же начал создавать свою новую ремстройконтору. В 1947-1948 годах в порту был осуществлен целый ряд мероприятий, на правленных на повышение производительности труда, экономию средств, увеличение доходов за счет привлечения местных грузов. Направлялись усилия на повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных ра бот и достижения рентабельности. В порту начали укрупняться бригады грузчиков с таким расчетом, чтобы одна бригада могла обрабатывать од новременно два трюма, а то и все судно. Был подхвачен почин крановщи ка Мариупольского порта Беспалого - экономить время на каждом цикле крана. Одними из первых поддержали почин крановщики Грядский, Лебе дев, Шарапов, Сергеенко, Иванов, Галкин. Постепенно движение за эко номию времени охватило всех крановщиков. В 1948 году порт работал го раздо успешнее предыдущих послевоенных. Годовой план был выполнен в первой половине ноября, грузооборот по сравнению с 1947 годом возрос на 9,4%, производительность труда - на 12%. В 1949 году порт добился рентабельной работы и дал прибыль 1 млн 119 тыс. руб. Большой движущей силой явилось организованное партко мом порта соревнование за звание бригад отличного качества, инициато ром которого был бригадир Чутких. В 1949 году в порту впервые не было ни одной бригады, не выполнившей годового плана. В 1950 году порт дал 3 млн 600 тыс. руб. сверхплановой прибыли. Годо вой план грузопереработки был выполнен досрочно на 75 дней. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz