Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Страстной и Святой недели», ледоколы - общим числом в «12 вымпелов» - работали «без устали день и ночь». Суда были спасены от возможных повреж дений. А что касается самоотверженной работы личного состава ледоколов, то вице-адмирал Угрюмов оценил ее в духе того времени: «...Я уверен, что за Царем и Родиной служба их не пропадет». К концу 1917 года ледокольный флот «Службы лед» представлял внуши тельную силу: он состоял из 7 линейных и 9 портовых ледоколов мощностью от 450 до 10 ОООлошадиных сил. Не лишне заметить, что столь значительной ледокольной службы в Архангельском морском порту не было даже в годы Великой Отечественной войны. Одного только так и не получили северные портовики до советской влас ти: специального спасательного судна, хотя вопрос о его приобретении ста вился, начиная с 1911 года. Тогда на одном из совещаний в управлении порта приводились такие данные: за пять предыдущих лет «на недальнем сравни тельно расстоянии от Архангельского порта» произошло 25 аварий судов, из них 5 «потерпели полное крушение». Известный энтузиаст рыбопромыслового дела Л. Брейтфус говорил: «...Достаточно взглянуть на карту крушений, чтобы сказать, что Двинский за лив Белого моря, горло Белого моря и далее на Север - банки у Орловского и Городецкого маяков - являются настоящими кладбищами для судов и грузов». На другом совещании, состоявшемся в конце того же года, вновь был под нят этот вопрос. Одним из выступавших по этой теме был знаменитый поляр ный исследователь В.А. Русанов, другим - И. Данишевский. В принятой по их докладам резолюции говорилось о том, что порту необходимы «для прогрес са» ледокол и судно для спасения судов, «погибающих в Белом море в течение навигационного периода». Предполагалось, что ледовую проводку и спаса тельные работы могло бы производить и одно судно - ледокол, «широко обо рудованный спасательными средствами». Были ли приспособлены к этому ле доколы в период Первой мировой войны, сказать с полной определенностью нельзя, поскольку таких сведений в архивных материалах не встретилось. Несколько слов надо сказать о портовых службах того времени. В Соломбале в те годы работала под началом В.В. Шипчинского Цент ральная гидрометеостанция. Она снабжала капитанов информацией о ледо вой обстановке в северных морях. В годы войны специально выставляемые каждой осенью посты вели на блюдение за температурой воды в Северной Двине. Это позволяло заранее предвидеть время ледостава, с тем чтобы иметь возможность своевременно закончить отправку караванов судов с военными грузами вверх по реке без каких-либо потерь и задержек. Еще более четко была поставлена служба наблюдения за состоянием льдов в Белом море. На суда выдавалась особая инструкция по наблюдению за характером льдов и другими природными явлениями. А на ледоколах ра ботали специальные наблюдатели, проводившие метеонаблюдения и изучав шие ледовую обстановку. Так в Архангельском морском порту впервые за всю его историю была организована служба метеонаблюдений, работавшая непо средственно на нужды порта и флота. И Шипчинский не без гордости в од ном из донесений докладывал: «...Архангельская Центральная метеостанция получила возможность осуществить впервые на земном шаре введенную на практике службу оповещения об ожидаемых переменах в состоянии льдов». Станция получала метеосведения с 14 береговых пунктов, а также с маяков и 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz