Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
Чтобы обеспечить по-военному четкую и устойчивую перевозку стратеги ческих народнохозяйственных грузов, идущих через Архангельский морской порт, Николай II подписал указ Правительствующему сенату: «...Объявить Вологодско-Архангельскую линию Северных железных дорог» и «Северную Двину от устья до Сухоны... на военном положении». В связи с приходом огромного по тому времени количества судов в пор ту острейше встал вопрос с их ремонтом. Некоторые из судов приходили с повреждениями и требовали ремонта подводной части корпуса. Имевшиеся в Архангельске два дока работали с перегрузкой, но все равно суда вынуждены были стоять на приколе в ожидании ремонта. Чтобы разрядить тяжелую обстановку с ремонтом, в Петрограде демон тировали плавучий док, ранее прибуксированный из Риги (так называемый Рижский плавучий док), погрузили его на девять барж архангельского куп ца Я. Макарова и в сентябре 1915 года доставили его внутренними путями в северный порт. Здесь тотчас приступили к его сборке. В середине октября ударили ранние морозы. Рабочие жгли костры, обогревались, но работу не прекращали ни на один день. И к весне 1916 года плавучий док был готов к приемке судов. К концу 1915 года на берегу Северной Двины (в районе нынешней улицы Серафимовича) закончилось строительство крупного холодильника, предна значенного в основном для хранения рыбной продукции. Автором проекта был инженер П.Г. Минейко. После опробования окончательная приемка его состоялась 28 января 1916 года. В том же 1916 году Архангельскому порту был дан «зеленый свет» и на приобретение погрузочно-разгрузочной техники. Водным и железнодорож ным путями в Архангельск начали поступать долгожданные механизмы рус ских и иностранных фирм - портальные электрические и плавучие краны. Летом 1916 года водным путем был доставлен подлинный богатырь - 100-тон ный плавучий кран. К концу года Архангельский порт располагал уже 36 ста ционарными и подвижными кранами. Уровень механизации грузовых работ неизмеримо вырос, и тем не менее много артелей грузчиков трудились от зари до зари на причалах морского порта - таков был масштаб работ. Правительство, словно спохватившись и наверстывая упущенное, выделя ло огромные денежные средства на укрепление технической базы морского порта, направляло сюда рабочую силу в большом количестве. Здесь все «кру тилось и вертелось» в невиданном доселе ритме. В служебной переписке мне встретилась примечательная характеристика ситуации, речь шла о том, что работа в порту идет «почти американским темпом». Забегая вперед, скажу, что «для потребности навигации 1916-1917 годов в Белом море и Архангель ском порте» правительство выделило 11 миллионов рублей - на приобрете ние плавучих кранов, барж и ледоколов. Еще в 1915 году в Архангельск прибыло несколько морских ледоколов, в том числе два портовых. Для координации ледокольных работ в порту и на подходах к нему тогда же была создана специальная «Служба лед». К сожа лению, мощность вновь приобретенных ледоколов не позволила им вызво лить из ледового плена оставшиеся в порту суда. Зима 1916 года обрушилась на Архангельск неожиданно рано, сразу ударив крепкими морозами. Лед был тяжелый. Весной, в канун ледохода, ситуация создалась критическая, и надо было во что бы то ни стало «в кратчайший срок освободить и вывести суда в безопасное от грозившего им ледохода место». В апреле, «в великие дни 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz