Архангельск и его торговый порт : (сборник извлечений из публикаций) / [сост.: Г. Н. Елькин]. - Архангельск : Правда Севера, 2010. - 333, [2] с. : ил., портр., табл.
ща, более гигиенические и удобные. Другая же часть может разместиться по соседним деревням. Но опыт показал, что рабочие идут в деревню неохотно, ибо приходится тратить много времени на ходьбу, и крестьяне не всегда пус кают, а если и пускают, то очень дорого берут за квартиру. Лучшее же для дела решение жилищного вопроса должно заключаться в постройке достаточного количества бараков». И немедленно приступили к их строительству. Вскоре ровные ряды бара ков выросли на территории грузового района. Были построены также «обще ственные» кухни, бани и другие места общего пользования. А наступившим летом, когда работы велись почти круглосуточно, по ходатайству архангель ского полицмейстера близ бараков построили несколько чайных и закусоч ных, «чтобы не прекращать работ в порту и в летнее ночное время». В начале навигации решением правительства морской порт получил зна чительное подкрепление: 15 апреля, как только Волга очистилась ото льда, из Нижнего Новгорода внутренними водными путями через так называемую систему герцога Виртембергского на Север отправилась целая флотилия - около 20 небольших пароходов и 30 барж. Прибыв в Архангельск, они сразу включились в работу по перевозке грузов и каменного угля. Следует заметить, что весной 1915 года обстановка в северных морях оставалась напряженной. И Архангельск предпринял ряд мер по обеспече нию безопасного мореплавания и укреплению подступов к городу со сторо ны моря. Был создан Отдел охраны водного района Архангельского порта во главе с контр-адмиралом Ивановским. Посыльное судно «Бакан» несло дозор в горле Белого моря, держа постоянную связь с маяком Святой Нос. При вхо де в устье Северной Двины поочередно несли брандвахтенную службу транс порт «Мурман» и портовое судно «Лейтенант Овцын», их орудийные расчеты были в полной боевой готовности. В конце мая в горле Белого моря на выставленных немцами минах подор вались три парохода и парусное судно. Это обстоятельство побудило к сроч ному созданию Партии траления Белого моря, которая уже в июне имела базу на Трех Островах. Тральщики были английскими и, как заметил капитан 1-го ранга Н.А. Залесский, помогали лишь эпизодически и не очень охотно. Нужны были свои корабли. На острове Мудьюг в целях безопасности установили дальнобойные мор ские батареи. С началом войны была введена должность генерал-губернатора. В августе 1915 года должность эту упразднили, но ввели другую - Главноначальствую щего города Архангельска и водного района Белого моря, на нее был назна чен вице-адмирал Угрюмов. 24 июня 1915 года на совещании у генерал-губернатора были намечены меры по обеспечению безопасности плавания в Белом море. Прежде всего решено было увеличить число военных тральщиков и суда с вооружением и боеприпасами проводить караванами только за ними. Перед выходом в рейс капитанам судов стали выдавать «секретные маршруты» протраленных кур сов до выхода из горла Белого моря. Для предотвращения возможных дивер сий прибывающие в порт пароходы осматривали у мыса Святой Нос. Кро ме того, принимались меры «к предотвращению шпионажа в районе работ Партии траления», а Беломорской «сотне пешей пограничной стражи» при казано было установить посты в горле Белого моря, обеспечив их надежной телефонной связью. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz